SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Хороших методов существует столько,
сколько существует хороших учителей
Д. Пойя
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. В этом могут помочь новые педагогические, и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Так как задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами, то использование информационно-коммуникативных технологий должно стать обычным и привычным в деятельности каждого учителя-предметника и неотъемлемой, органичной частью любого урока.
Поиск эффективных методик привели меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения предмета «Технология». Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Активно изучая информационно-коммуникационные технологии, думаю, именно они являются неоспоримым помощником учителя. Если раньше небольшое количество учеников в классе позволяло учителю уделять больше внимания индивидуальной работе, то, с приходом информационно-коммуникационных технологий, учитель получил возможность повысить качество проводимого урока. Ведь, при использовании компьютера в процессе обучения, ученик может проявить гораздо больше самостоятельности, управляя процессом получения знаний. А учителю дается возможность контролировать и направлять действия ученика.
Использование ИКТ позволяет учителю гибко воздействовать на воображение и память учащихся. По яркости восприятия иллюстрации учебника сильно уступают изображениям на экране, интерактивной доске или мониторе компьютера. Добавим к этому анимацию и эффекты, которые используются в создании презентаций. И бесспорное преимущество видеофильмов. Таким образом, учитель получает широкий набор универсальных инструментов для создания качественного урока.
При невысокой наполняемости классов использование ИКТ позволяет учителю школы точнее подобрать, наиболее подходящий, вид деятельности каждому ученику, в соответствии с его индивидуальными особенностями. Например, при склонности ученика к аналитическому мышлению, лучшим вариантом для него станут тестовые задания. При развитом образном мышлении, ученику можно предложить создание презентаций, анимированных иллюстраций, коллажей. И в том, и в другом случае, применяя комбинированный подход, можно помочь развить естественные способности ребенка, раскрыть его неиспользуемый потенциал.
Использование компьютерных технологий позволяет мне вовлечь детей в активную работу и подвигнуть их к стремлению овладеть необходимыми знаниями. Кроме того различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально - психологические характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, повышению качественного уровня знаний. Поурочное планирование в каждом классе, я составляю с учетом использования ИКТ: стараюсь готовить к уроку презентации, подбираю мультимедиа приложения для самостоятельной работы с теорией, готовлю тесты обучающего и контролирующего характера, которые позволяют оперативно определить уровень восприятия и понимания изучаемого материала с использованием ПК, а также готовлю 10-15 минутные видеофильмы. Учащимся самим становится интересно проверить, что они смогли усвоить на уроке, а где остались у них «пробелы».
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок черчения. Не секрет, что уроки черчения требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные построения аксонометрических проекций, разрезы и сечения фигур.
Уроки технологии, черчения и искусства я провожу с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в PowerPoint, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.
При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.
На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающее - контролирующие программы, моделирующие системы.
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.
Использование данной технологии позволяет:
1. Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
5. Повысить мотивацию учащихся
Использование компьютера повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к школьным дисциплинам, способствует развитию способностей. Применение флэш-анимаций на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно, исключая вред здоровью детей от мониторов.
Приведу в качестве примера план урока технологии в 5 классе на тему “Технология изготовления лоскутного изделия”. На этапе актуализации знаний я использую тест, который состоит из 8-10 заданий. Каждое задание оценивается в один-два балла для того, чтобы каждый из учеников мог самостоятельно определить количество баллов, которое наиболее реально оценит сложность каждого задания.
Самостоятельная работа с самопроверкой проводилась тоже с помощью слайдов. После окончания самостоятельной тестовой работы дети увидели правильный вариант решения. Далее по изучению новой темы я включаю небольшой видеоурок, после чего дополняю тему своими примерами и наглядностью.
С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать на уроках искусства картины художников, достопримечательности разных стран, образцы изделий и этапы работы на уроках технологии, различные виды сложнейших разрезов и сечений на уроках черчения.
По сравнению с обычным уроком множество преимуществ урока с использованием ИКТ имеет место, например,
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа - система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
- повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку и т.д. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
Для ученика важно то, что сразу после выполнения компьютерного теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребятам нравятся такие уроки, они знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.