SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание педагогического опыта

429310_iskusstvo_risunok_zhivopis_devushka_pticy_cvety_so_1680x1050_www.Gde-Fon.com_

«Истинное назначение вашего путешествия –
Это не место на карте, а новый взгляд на жизнь»
Генри Миллер
Стаж моей педагогической работы восемнадцать лет. Закончила педагогический колледж в 1999 году по специальности учитель географии. Проработала пять лет в своей родной школе в которой училась сама. И мои учителя, которые меня многому научили, стали моими коллегами и единомышленниками. Позднее переехали жить в Казань – на свою историческую Родину, где родилась и выросла вся моя родня. Десять лет проработала в МБОУ СОШ №120, где встретила много хороших людей. В 2010 закончила К(П)ФУ продолжаю плодотворно работать со своим преподавателем – наставником Курбановой Саниёй Гасимовной совместно обобщили опыт работы и написали множество научных статей, выступали на научно практических конференциях. В МБОУ «Гимназия № 102 им. М. С. Устиновой» работаю третий год. Я счастлива тому, что встретила здесь ещё большое единомышленников, людей, которые безмерно влюблены в свою работу, все свои знания и опыт передают своим ученикам, и сами учащиеся заинтересованы в получении знаний.
Придя на новое место работы, изучала каждый классный коллектив, в котором преподаю. Раскрывая для себя грани детской души и характера, каждого обучающегося. Искала технологии и оптимальные подходы к общению, в разных классных коллективах. На своих уроках стараюсь выстроить систему общения опираясь на опыт доктора педагогических наук Савенкова А. И., который построил цепь закономерностей, раскрывающих секреты общения.
«ЧТО?» - информационный аспект
«КОМУ?» - направленность общения
«ЗАЧЕМ?» - актуальность, интерес
«ПОЧЕМУ?» аргументация, мотив общения
«КАК?» - структура, уровни, формы общения
Суть коммуникативного подходя заключается в обучении – «УЧИТЬСЯ ОБЩЕНИЮ, ОБЩАЯСЬ». На первое место выдвигается умение человека владеть своей речью. Важную роль в формировании речевой деятельности учащихся играет то, насколько учитель внимательно относится к речи детей. В географии огромное количество топонимических объектов, которые нужно произносить правильно. Учитель должен анализировать ответы детей, вовремя исправлять недочёты, помогать в выборе наиболее точных слов и умению правильно строить предложение. Научить слышать и слушать других помогают приёмы: «Установка» - при прослушивании нужно понять главное; «Пауза» - подумать, как сформулировать свой ответ, выстроить логическую цепочку.
Следующий важный метод – это включение детей в активное восприятие речи своих одноклассников. Нужно понять главное, оценить ответ одноклассника, дополнить его или исправить недочёты. На уроках географии использую разные приёмы работы и методы по формированию умений обучающихся: «Кубик Блума», «Шушуканье по углам», «Географическое лото», «Туристическое бюро», «Тренинговые вопросы», «Ассоциации, связанные с географическим объектом» и т.д. Разные приёмы можно применять для формирования коммуникативных умений, на разных этапах урока, но всегда в соответствии с физическим и психологическим развитием ребёнка. Хочется освятить метод тренинговые вопросы:
- Альтернативные (используется при тестировании, здесь необходимо указать правильный ответ);
- Конструктивные (требуют поиска ответа с опорой на опыт, а также самостоятельной формулировки ответа);
- Наводящий вопрос (вопрос-подсказка);
- Вопрос-внушение (направляет в нужное русло, сокращается время и зона поиска правильного ответа);
- Вопрос-ловушка (учащиеся должны доказать, что ответ не имеет правильного ответа, или решений географической задачи может быть несколько);
- Контрвопрос (требует, чтобы учащийся задал встречный уточняющий вопрос).
Данные приёмы и методы работы формируют коммуникативные умения через взаимосвязь, взаимодействие и взаимоотношение. Это всё целенаправленно способствует: - увеличению словарного запаса и правильности высказывания; умению понимать; запоминанию правильного произношения топонимических объектов; ставить и решать коммуникативные задачи; оптимально для себя, использовать речемыслительную деятельность в общении с другими людьми. Данные приёмы и технологии раскрывают секреты общения, развивают педагогику сотрудничества, способствуя полноценному развитию современного школьника в рамках внедрения ФГОС.
Именно уроки географии помогают раскрыть красоту и хрупкость всего окружающего мира, рассмотреть просторы Родины, понять географические законы. Учащийся раскрывает мир для себя, изучает народы и страны, материки и океаны, экономику, социологию. Понимает насколько всё в природе взаимосвязано и закономерно выстроено. Именно здесь формируется толерантное отношение к народам и малым народностям. Объясняются многие историко-географические ошибки и их последствия. География позволяет показать все аспекты антропогенного воздействия на природу. Поэтому важно научить ребёнка правильно находить ответы на поставленные вопросы, уметь найти нужную информацию, уметь осмыслить и передать свои знания и умения, применить полученный опыт в жизни. За время работы использую различные приёмы и технологии, стараюсь повысить интерес к изучению географии, формирую географическое мышление. Кабинет географии гимназии оснащён всем необходимым оборудованием, есть большая методическая база, что очень помогает в работе. За время работы накопила большое количество приёмов и методов, которые постоянно совершенствую дополняю и корректирую, выбираю оптимальные. Строю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы.docx15.89 кб