SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Сочинение рассуждение

Жить – значит мыслить и творить
Жить… Да, жить! Как жить? Что значит «жить»? Впервые об этом я задумалась, как мне кажется, лет в семь… И пришла с этим вопросом к своей бабушке Фёдоровой Прасковье Никитичне, которая, на мой взгляд, в тот момент, была самым мудрым человеком на свете... «Просто живи, не мудри: делай повседневные дела; радуйся, плачь, если есть необходимость; помогай, если можешь. Но самое главное! Честно выполняй свою работу, всегда думай, прежде чем скажешь и сделаешь, чтобы после тебя осталась добрая память, хороший след среди людей…» Последняя фраза больше всего запомнилась мне, семилетней девочке. Значит, нужно оставить какой-то след… Несколько позже я приняла решение стать учителем. И только тогда снова вспомнила бабушкины слова о человеческом следе. Задумалась… Чем живёт учитель? Каким он должен быть и что он должен сделать, чтобы о нём говорили добрые слова, чтобы помнили даже тогда, когда он уже не будет работать в школе?
Действительно, каково назначение учителя? Просто передать информацию, которой он владеет? Или… Нет, не просто передать! Вот чтобы оставить после себя добрую память и надо не просто «напичкать» ребёнка знаниями, но и воспитывать в нём личность, а значит – учить мыслить, чувствовать, действовать. Так, ещё В. А. Сухомлинский, великий педагог XX века, утверждал: «Одна из тончайших и труднейших сфер воспитания – учить думать, воспитывать в молодом человеке жажду мышления». Именно поэтому учитель не просто носитель информации, а тот, кто творит! Я занимаюсь творчеством! Каким? Прежде всего творю себя! Творю себя как думающего педагога, постоянно работающего над собой, творю урок, с которым приду к множеству пытливых умов и сияющих глаз. А потом творю того ученика, который пришёл на урок и которого мне доверили его близкие, моя школа и – не побоюсь это – моя страна! Видя мою заинтересованность в самосовершенствовании, мою напряженную работу ума и сердца в воспитании и обучении, дети становятся сотворцами, которые хотят активно жить и мыслить!
У каждого учителя со временем складывается своя педагогическая философия. Моя философия складывалась исходя из того, что самым важным в обучении для меня было желание научить сначала мыслить, а потом делать и творить. Пришлось долго искать метод обучения, который мог бы мне помочь развивать учеников как личность мыслящую и творческую. Одна из широко известных восточных мудростей стала мне подсказкой:
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Почему именно она? Да потому, что именно желание вовлечь ребёнка в творчество, подтолкнуло меня к методу проектов.
Уже прошло несколько лет, как я поняла, что иногда детям учиться вместе легче, интереснее. И даже значительно эффективнее. Почему? Да потому, что при такой системе обучения каждый ученик приобретает знания и умения на активной основе, через процесс самостоятельного планирования и выполнения практических заданий. Получается, что в своей работе я ориентируюсь на личный интерес ребёнка. А сам обучающийся будет заинтересован в практической востребованности полученных знаний в дальнейшей жизни. Разве это не замечательно?! Ребёнок учится не для того, чтобы просто иметь какой-то набор знаний, а для того, чтобы сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. Вот оно! Вот то зерно, которое и забрасываю в «благодатную почву» детских умов! “Я знаю, для чего мне всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить!” - это основной тезис современного понимания метода проектов. Не это ли научает ребенка сначала мыслить, а потом делать и творить?! Конечно, да. И именно учитель способствует этому!
Хочу доказать это работами моих ребят. Готовясь к турниру географов, перед учащимися поставили конкретную задачу: выявить, какие изменения произойдут на территории Восточной Сибири, если предположить, что появились технологии, позволяющие на месте горных территорий (Гималаи, Тибет, Кунь-Лунь) образовать равнинные пространства.
Долго размышляли над решением поставленных задач. В результате исследования ребята получили результаты, которые, возможно, удивили бы многих ученых. Оказалось, что изменятся климатические характеристики, климат будет теплым. Растает многолетняя мерзлота. Придут влажные воздушные массы с Индийского океана. Увеличится влажность, что приведет к образованию заболоченных территорий. И все эти факторы послужат миграции теплолюбивых животных в Сибирь. Земля будет пригодна для земледелия. Появятся новые виды растений и животных, не характерных ранее для данной территории. Качество жизни местного населения улучшится.
Согласитесь, что данные выводы твоих учеников очень радостны для учителя! Значит, не зря старалась! Научились мои ребятушки размышлять! Научились анализировать, проектировать будущее, научились творить!
Не менее интересным оказался проект под названием «Молодость древней науки». Какие же открытия были сделаны учащимися? Здесь ребята дали характеристику новому учению о соотношениях и взаимодействиях между всеми элементами живой и неживой природы и выявили изменения, которые произошли в структуре науки о Земле. География охватывает элементы как живой, так и неживой природы. Все элементы природы связаны между собой и зависят друг от друга. Эта наука смежная с такими дисциплинами, как математика, история, биология, химия, физика, социология, политология, экономика и многие другие. Новый виток жизни для географии настал тогда, когда она стала подробно изучать все элементы природы, вдаваясь в разделы и подразделы каждого. Смешиваясь, эти разделы образовали новые науки, изучающие соотношения и взаимодействия между этими элементами. Вот так, взяв за основу идеи русского геолога и почвоведа, профессора минералогии и кристаллографии В. В. Докучаева, изменив свою структуру, география как наука вновь ожила и актуальна по сей день.
В современном мире существуют три группы основных проблем, связанных с удовлетворением растущего спроса на энергию: дефицит энергоресурсов и энергии, нарастающая нагрузка на окружающую среду, геополитические и социальные угрозы. В связи с этим остро стоит проблема использования альтернативных источников энергии и возможности их размещения на территории Российской Федерации. Так появилась идея создания проекта «Альтернативная энергетика». Решение поставленных задач дало возможность сделать нам такие выводы: альтернативные источники энергии – это будущее человечества. В качестве основных источников альтернативной энергии выступают энергия ветра и Солнца, внутренняя энергия Земли. Такие источники энергии не загрязняют окружающую среду и являются экологически чистыми. В ходе исследования наша гипотеза о том, что на территории России можно использовать различные альтернативные источники энергии в разных районах страны, подтверждается. В Российской Федерации использование альтернативной энергетики актуально и не проблематично. Это может способствовать улучшению экономической ситуации в нашей большой стране.
Особо хочется выделить проект под названием «БАМ. Сорок два года спустя», где ученица 10 класса проявила настоящие исследовательские качества, самостоятельность в изучении большого объема специализированных источников информации, показала компьютерную грамотность в оформлении и создании презентации к защите.
Вот так, благодаря методу проектов, я обучаю детей мыслить, рассуждать, строить гипотезы, предлагать свои пути решения проблем, взвешивая все «за» и «против».
Моя педагогическая философия основывается ещё и на том, что стараюсь учитывать индивидуальные наклонности и способности ребят. Так, готовя учащихся к географическому турниру, настраиваю ребят на командную игру. Но заранее обязательно присматриваюсь к каждому участнику, беседую лично, чтобы выделить у учащегося сильные стороны, ведь от действий и усилий каждого зависит общий результат.
На турнире учащиеся проявляют себя в трёх ролях: «Докладчик», «Оппонент», «Рецензент». Ребятам необходимо правильно подобрать материал, выполнить презентацию, защитить свой проект, оппонировать и рецензировать выступление участников других команд, вести грамотно полемику. Только тогда, когда под чутким руководством учителя все этапы пройдены, все логические цепочки выстроены, на выступлении предстаёт не просто учащийся восьмого, девятого, десятого или одиннадцатого класса, а специалист в данном вопросе. Это уже человек, который очень хорошо понимает и чувствует проблему, он может ответить на любые вопросы соперников и членов жюри. Ребята учатся работе с источниками информации, ораторскому искусству, умению работать в команде, выстраивать и решать тактические задачи. Порой бывает, что восьмиклассник может владеть информацией и умением её преподносить лучше, чем ребята старших классов. Это создаёт ситуацию успеха, что очень важно для каждого обучающегося. Знания и навыки, полученные при подготовке к турниру и на самом турнире, пригодятся не только при изучении географии, но и при изучении других наук, а также в дальнейшей жизни. И как мне кажется, мои ученики, так же, как и я, уже не могут жить, не размышляя и не творя! Теперь это уже «стиль» и их жизни!
Очень непросто каждый день, каждый урок учить детей жить по совести, жить для радости - своей и родительской. Почему? Надо, чтобы тебе верили и понимали тебя - и как учителя и как человека. Передавая свои знания и умения детям, стараешься сделать так, чтобы каждый учащийся тебя понял, с каждого твоего урока ребёнок унёс «искорку тепла», которая и составит в дальнейшем ценнейший опыт, необходимый для решения жизненных задач. Поэтому труд и жизнь педагога - это всегда огромная духовная работа над собой. А результат появится не сразу, он зреет мелкими крупицами.
Я счастливый педагог, потому что стала со своими учениками единомышленником во всем. Уча других, обучаюсь сама, а вместе можем мыслить и творить. Очень надеюсь, что и после меня останется хоть маленький, но хороший след на нашей большой Земле…

Прикрепленный файлРазмер
119.jpg62.45 кб