SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2019

Формирование УУД в среднем звене на уроках русского языка.

Методический семинар
В рамках методической темы школы, которая звучит так «Формирование УУД в условиях интеграции дисциплин». Хочу подставить вашему вниманию
Тем своего методического семинара:

«Формирование метапредметных универсальных учебных действий на разных этапах урока русского языка и литературы.»

Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 140
Баглаева Нина Александровна

Цель: показать приемы, при которых формируются возможности формирования метапредметных универсальных учебных действий на разных этапах урока русского языка и литературы.
Задачи:
• Проанализировать подходы к понятию УУД;
• раскрыть содержание методического семинара посредством ознакомления с приёмами работы по формированию метапредметных УУД;
• показать практическую значимость использования данных приёмов работы по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках;
• повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической технологии для формирования УУД.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения метод.семинарас необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, презентация в Power Point, магнитная доска, раздаточный материал (Microsoft Office).
Продолжительность проведения: 12 минут
Целевая аудитория: жюри конкурса
План проведения мастер- класса:
1) Постановка проблемы. Мотивация к деятельности.
2) Такие разные универсальные учебные действия. Учимся определять и находить УУД
3) Презентация педагогического опыта педагогом, практическая работа сжюри;
4) Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в показанных приёмов по формированию метапредметных УУД с участниками методического семинара.
Предполагаемый результат: участники методического семинара получат знания о формированию метапредметных УУД на разных этапах урока уроках русского языка и литературы, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на семинаре.
Ход проведения методического семинара
I. Постановка проблемы. Мотивация к деятельности.
Добрый день, уважаемые члены жюри!
Зовут меня…тема моего семинара …
Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».
И подтвердить эти слова забавной историей:
Посетитель заказывает суп. Через некоторое время его приносят.
Посетитель в течении 2-х часов ничего не делает, сидит и смотрит в окно.
Обеспокоенный официант подходит к нему и спрашивает в чем дело. А тот
ему говорит:
- А вы попробуйте.
- А что такое, вам не понравился?
- Hет, попробуйте, попробуйте.
... Так продолжается около 15 минут. Наконец официант соглашается:
- А где ложка? ВОТ именно!!!
Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Главным результатом современного образования является- умение учиться т. е полноценное освоение школьниками компоненетов учебной деятельности).
- Что такое учебное действие?
-Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.
На какие 4 группы делятся УУД?
- … УУД связаны с решением проблемы
- … УУД обеспечивают социальную компетентность.
- … УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.
- … УУД определяют мотивационную ориентацию.
Проверьте свои предположения.
- Познавательные УУД связаны с решением проблемы
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность.
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.
- Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.
На раздаточных листах Вы найдете краткую характеристику каждого УУД по ним вы можете ориентироваться во время моего выступления по приемам и формируемым видам ууд.
Формирование любого умения осуществляется в процессе деятельности.
Как сформировать УУД? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию, то есть ПРИЕМЫ .
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.