
Конспект логопедического занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи на тему «Профессии»
Аннотация: в данной статье представлен практический материал для логопедических занятий, используя сингапурские учебные структуры. Работа преследует коррекционно – образовательные, коррекционно – развиивающие и коррекционно – воспитательные задачи. Материалы данного конспекта могут быть полезны специалистам в области дошкольного образования.
Ключевые слова: Писатель С.Я.Маршак, стихотворение, профессия вагоновожатый, профессия инженер, профессия полицейский и инспектор дорожного движения, атрибуты профессии.
Цель: Продолжать расширять представление о профессиях людей
Коррекционно -образовательные: уточнять и расширять словарный запас по данной теме; совершенствовать навыки построения сложного предложения; формировать навыки словообразования и словоизменения; развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Коррекционно - развивающие: развивать общую, мелкую моторику; развивать фонематический слух; закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза; развивать внимание, мышление, память.
Коррекционно -воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью; уважительное отношение к людям разных профессий; умение работать в коллективе;
формировать познавательный интерес, желание учиться.
Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки с изображениями профессий, конструктор лего, счетные палочки, каска, модель автомобиля, конверты с частями картины, рамка для фотографии формата А4.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (беседа)
Дети заходят и здороваются с гостями
- Ребята, с кем вы пришли сегодня в садик? (ответы детей)
- Куда потом пошли ваши мамы? (ответы детей)
Структура Микс - пэа - шэа
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам потанцевать, найти 5 геометрических фигур изображенных на ковре, коснуться их рукой, затем, как музыка остановится – остановиться и найти себе пару (дети выполняют задание)
(логопед уточняет наличие пары у детей, если у кого – то ее нет – тот встает вместе с педагогом и продолжает деятельность)
- Ребята, поприветствуйте друг друга и расскажите своему товарищу про профессию своей мамы, где и кем она работает? Начинает говорить тот, кто выше. (Рассказы детей, опрос 2-3 пар, обсуждение)
2. Основная часть
Структура Конэрс
- Ребята, в углах ковра лежат изображения профессий, посмотрим, какие это профессии (логопед подходит с детьми к каждому углу и вкратце обсуждают каждую профессию)
- Я вам предлагаю пройти к тому углу, где лежит изображение профессии, которую вы считаете самой важной. (дети подходят к разным углам ковра)
- Найдите себе в своем углу пару (уточнить, есть ли у всех пара?) Поприветствуйте друг друга! Расскажите своему товарищу про свой выбор, почему вы так считаете?
(Обсуждение детей)
Л: Ребята, сейчас я предлагаю вам сесть на ковер и послушать стихотворение С. Михалкова «А что у вас?», слушаем внимательно. Здесь вы услышите названия профессий, про которые мы сегодня с вами говорили, но будут и новые. Ваша задача – назвать эти профессии.
(дети садятся на ковер полукругом и слушают стихотворение С. Михалкова «А что у вас»)
- Скажите, названия каких еще профессий вы услышали в стихотворении?
(Ответы детей)
( Педагог еще раз читает отрывок стихотворения, если дети не смогут назвать все профессии - милиционер, учитель, вагоновожатый, инженер)
Беседа по стихотворению
- Ребята, какие профессии вам не понятны? (ответы детей)
- Название милиционер сейчас не используется, теперь мы их называем полицейскими;
- Кто такой вагоновожатый? Инженер? Учитель? (ответы детей, если дети не называют, педагог задает наводящие вопросы)
Вагоновожатый- это человек, который управляет трамваем.
Инженер- это человек, которому под силу создать нечто новое.
Инженер — знаток техники, проектировщик
Инженер, инженер — это техники знаток!
Знает он любой станок,
Техникой он управляет,
Механизмы собирает.
Учитель – учит детей в школе
Работа детей в центрах.
- Ребята, про все эти профессии я предлагаю вам поговорить в наших центрах
В какой центр вам бы хотелось подойти?
1. Центр «профессия учитель»:
Дидактическая игра « Чей атрибут?»
На столе лежат изображения учителя и ученика и их атрибуты
Задание: Распределить школьные принадлежности для учителя и ученика
Дети подходят к столу и раскладывают картинки с атрибутами
Указка, журнал, глобус, глобус, звонок – учителя,
Портфель, тетрадь, букварь, пенал, линейки – ученика
Среди картинок учителя – изображение пианино.
- Ребята, думаю, пианино здесь не с проста, подойдем к нему, может здесь что-то есть? (конверт на пианино, внутри конверта – часть картинки, собрав их дети получат картину – подарок маме на 8 марта)
- Наверное, в каждом центре есть такой конверт
По желанию детей подходят к следующему центру (каждый раз спросить желание детей)
2. Центр Полицейский
Дидактическая игра «Расскажи про полицейского по мнемотаблице»
Дети делятся на 2 команды (равное количество)
Задание:
1 команда рассказывает про полицейского
2 команда рассказывает про инспектора дорожного движения
- Ребята, посмотрите, здесь лежат картинки (изображения полицейского и инспектора дорожного движения)
- Что делает полицейский? Что делает инспектор?
(Ответы детей)
Полицейский - следит за порядком в городе, инспектор дд следит за порядком на дорогах
Рассказы детей по мнемотаблице
- Ребята, а где же наш второй конверт, наверное он должен быть где-то здесь.
(Дети ищут конверт и находят его под столом).
3. Центр Вагоновожатый:
Задание 1. Найти картинки, названия которых начинается с согласного звука
- Ребята, посмотрите, здесь очень много картинок с изображением транспорта. Предлагаю вам отобрать среди множества картинок транспорта те, названия которых начинаются с согласного звука (беседа – что такое согласный звук и гласный звук) ,а
теперь, среди всего транспорта, найдите тот, которым управляет вагоновожатый (трамвай)
Задание 2. Поделить слово ТРАМВАЙ на слоги
Задание 3. Определить звуки в начале и в конце слова ТРАМВАЙ
(Дети находят 3 конверт в игрушечном автомобиле за мишкой )
4. Центр Инженер
- Ребята, как мы говорили, инженер это человек, который очень хорошо знает технику, помогает проектировать дома. Наш садик тоже был построен при участии различных специалистов, в том числе и инженеров.
- Ребята, из чего можно построить дом? (ответы детей)
- Сейчас, я предлагаю вам сконструировать дом из конструктора лего и счетных палочек по схеме. (по желанию детей)
Задание: сконструировать дом из конструктора лего и из счетных палочек
(дети выполняют задание: из конструктора лего строят дом на полу, из счетных палочек – за столами по схеме).
- Ребята, а что одевают строители, инженеры и другие специалисты, которые находятся на стройке? Почему? (обсуждение)
(дети находят каску в зале, в каске находится 4 конверт)
- Вот и собрали мы все 4 конверта. Но перед тем как их открыть, вспомним, про какие профессии мы с вами сегодня говорили. (беседа)
3. Итог
- Ребята, так какая же профессия самая важная ? (ответы детей)
Правильно написал С.Михалков в своем стихотворении «Все профессии нужны, все профессии важны…»
А теперь, давайте откроем конверты и приклеим части.
Как вы думаете, почему мы собрали эту картинку?.... ( Ответы детей -день мамы)
Список литературы:
1. Самые лучшие стихи : избранное / С.В. Михалков. – М. : АСТ, 2010. – 160 с. : цв.ил.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
- Салимгараева Гульсу Раминовна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев