SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы

IMG-20170519-WA0016

Педагогический опыт работы
Тема:«Использование современных технологий в формировании культуры безопасного поведения дошкольников»

Информация об опыте
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой. Работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:
1. Ребёнок и другие люди.
2. Ребёнок и природа.
3. Ребёнок дома.
4. Здоровье ребёнка.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
6. Ребёнок на улицах города.
Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.
Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:
 Достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);
 Формирование представлений о последствиях нарушения правил;
 Организация наблюдений за поведением носителя нормы;
 Включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).
Я хочу заложить основы формирования устойчивых навыков безопасного поведения у своих воспитанников.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях: на дороге, в транспорте, в быту, на природе.
Эффективная работа обеспечивается:
 - взаимодействием всех участников педагогического процесса,
 - созданием развивающей предметно-пространственной среды,
 - использование современных эффективных технологий.
В практике я широко использую такие технологи как:
- кейс технология
- открытые задачи
-технология критического мышления таксономия Блума
- ментальные карты и другие помогают сделать образовательную деятельность более привлекательной для современных детей, привести ее в соответствие с ФГОС
Важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Федеральным государственным образовательным стандартом определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка-дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Анализ работы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
При этом мною определены формы и методы, позволяющие сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Прикрепленный файлРазмер
работы.docx51.32 кб