SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2018

Через тернии к звездам

Слова «Через тернии к звездам» каждый человек понимает по-разному, вкладывая свой смысл, свои мечты, желания, цели, уже достигнутые и те, которые только предстоит достигнуть, сталкиваясь с трудностями и неудачами. Я учитель, и как учитель я ставлю для себя цели и иду к ним, преодолевая сложности. Какие же цели в своей деятельности я считаю самыми важными? Что есть мои «звезды», к которым я стремлюсь?
Каждому учителю знакомо чувство гордости за своих учеников, в том числе и мне. Я горжусь своими учениками тогда, когда я вижу, что время, проведенное ими на моих уроках, прошло не зря. Когда я вижу, что учащиеся не просто получили знания по информатике, но еще и изменились сами. Когда я вижу, что повысился уровень их ценностных ориентаций. Что такое ценностные ориентации? Это осознанные человеком моральные, нравственные, идеологические и политические основания оценки окружающего мира. Роль учителя в современном обществе очень велика. Каждый из нас должен не просто вложить знания ребенку, но и помочь ему строить отношения с другими людьми, ориентироваться в обществе, понять себя и свои профессиональные предпочтения в будущем. Сформировавшиеся как личности, умеющие ясно оценивать свои поступки, выражать свои мысли, знающие свои желания и соответствующие этим желаниям цели и задачи, а главное просто хорошие и добрые люди – такие ученики и есть мои «звезды», на пути к которым я готов преодолеть сотни трудностей и неудач ежедневно.
Просто говорить красивые слова, но сложно делать. Перейдем к реальным повседневным трудностям на пути к моей, думаю, что и многих из вас, цели. Так как объектом нашей с вами работы являются дети, очень многое я буду говорить именно о них. Каждый год в школы нашей страны приходят тысячи новых первоклассников. И это дети, качества характера которых обусловлены генетическими особенностями, а также воспитанием в семье и окружением в общем. Школа старается развить в детях только лучшие качества, а также преодолеть отрицательные черты. Дети все разные, а поэтому каждому из них необходим свой подход, и чем старше они становятся, тем более индивидуализированным он должен быть. Да, ко мне приходят вовсе не первоклассники, ко мне приходят дети подростками, со сформировавшимся характером, мыслями, ценностями. Я встречаю их в своем классе с их максимализмом, нежеланием подчиняться учителю, с формирующимся чувством взрослости и ответственности. И первой сложностью для меня становится наладить с ними общение с позиции друга и товарища, который может многому научить, что-то подсказать, с которым можно не бояться проявить себя и свои умения. Не со всеми учениками удается сразу «подружиться»: кто-то охотно идет на контакт, кто-то проявляет агрессию, но в основном несколько уроков позволяют нам с учениками узнать друг друга и начать доверять. С того момента, когда учитель с учеником становятся сотрудниками в процессе обучения и воспитания, чувствуются первые успехи. Для меня это первый шаг для достижения цели.
Какой же следующий шаг? Следующий шаг, хотя нельзя сказать, что они идут постепенно, скорее одновременно с первым шагом я делаю второй – стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом. И делать этот шаг нужно еще на первых уроках, потому что, как известно, у нас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому на первых уроках я стараюсь рассказать учащимся, чему мы научимся за определенный период времени, каких результатов достигнем и что нового узнаем. Так я вовлекаю учащихся в свой предмет. А в конце заявленного периода мы вместе можем обсудить полученные результаты, подумать о том, что мы могли сделать лучше, а что у нас получилось просто отлично.
Когда сделаны предыдущие шаги – изучение предмета, получение знаний идут своим чередом, все чаще в процесс обучения внедряются элементы воспитания. Ведь, как известно, эти два процесса, несмотря на то, что они самостоятельны, все же неразрывно связаны друг с другом. На данном этапе раскрываются множество возможностей для педагогического творчества. Для развития коммуникабельности у учащихся используются различные командные задания, для развития исследовательских качеств я даю учащимся задания, решение которых требует поиск дополнительной информации в различных источниках. Также широко применяю задания с соревновательным аспектом, например, самое быстрое решение или самое нестандартное решение задачи в некоторых случаях оценивается мною выше.
Важной целью моей работы является переход учащихся из объектов воспитания в его субъекты. То есть переход от воспитания к самовоспитанию – осознанному человеком развитию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. А этот момент перехода наступает тем быстрее, чем чаще учащиеся становятся организаторами, активными участниками коллективных творческих дел. Поэтому я всячески стараюсь вовлечь своих учеников в разные виды деятельности. Например, раз в неделю мы играем в интеллектуальную игру «Мафия», а на переменах и после уроков – в шахматы. И чем дольше мы сохраняем традиции игр, тем больше у ребят желание начать заниматься чем-то еще: организовать еще несколько игр, совместный поход куда-либо, где основными организаторами становятся уже не учителя, а сами учащиеся. А организация какой-либо деятельности требует немалых усилий, а также проявления волевых, организаторских, коммуникативных качеств. Приятно видеть, как с каждым разом учащиеся все легче решают конфликты, возникающие между ними, более ясно и адекватно оценивают свои поступки и поступки своих ровесников.
Я рассказал вам об основных этапах, которые я прохожу для достижения своих «звезд». Но самой большой трудностью для меня в работе учителя стало то, что нужно смотреть на мир не только со своей стороны, но и со стороны каждого из своих учеников. Очень сложно бывает в спорной ситуации посмотреть на себя и на происходящее вокруг взглядом ученика. Но сделать это нужно непременно, потому что как только мы, учителя, это делаем, наша оценка учащихся, их воспитания, их знаний, их внутреннего мира становится намного более адекватной, глубокой и полной.
Да, работа учителя сложна, но она и интересна. Самое главное – не сдаваться, всегда помнить, к чему мы идем. Мы, учителя, можем повлиять на будущее целой страны, планеты, потому что мы растим, воспитываем и обучаем вместе с родителями будущее поколение. Я уверен, что те сложности, которые я преодолеваю, стоят «звезд», к которым иду я и идут все учителя. «Через тернии к звездам».

Прикрепленный файлРазмер
тернии к звездам.docx18.1 кб