SMI.KAZANOBR.RU

Методическая разработка

_1230816 IMG_0160

Аннотация.
В данной разработке раскрывается опыт по проведению учебных занятий по лепке из глины народной традиционной игрушки промыслов Дымково, Каргополя, Скопино и современной татарской игрушки из Актюбинска. А также опыт по проведению традиционного итогового праздника-ярмарки «Свистунья», ежегодно проходящего в объединении «Художественная керамика» «Центра детского творчества посёлка Дербышки» г. Казани.
Целью данной методической разработки является оказание помощи педагогам детских объединений дополнительного образования в проведения занятий по изготовлению народной глиняной игрушки, по созданию условий для развития у ребёнка интереса к декоративно-прикладному творчеству (лепке из глины).
Впервые, учитывая многонациональный состав республики Татарстан, наряду с изучением традиционной русской глиняной игрушки происходит ознакомление учащихся с современной татарской куклой, в которой много сходства, но есть и отличительные черты.
Основная цель занятий – формирование и развитие творческой личности ребёнка, знающей и понимающей культуру своего народа и народов, населяющих многонациональный Татарстан. Реализация этой программы происходит в игровой форме, с использованием современных интерактивных технологий, что позволяет сделать обучения более ярким, эмоциональным и запоминающимся. Процесс изучения детьми народных традиций происходит через их художественную деятельность - лепку и роспись народной глиняной игрушки, участие в традиционных праздниках и ярмарках.
Полученные знания закрепляются при проведении викторин, в ходе решения кроссвордов. Умения и навыки учащихся проверяются при создании коллективных многофигурных композиций.
Занятия происходят в настоящей керамической мастерской. Учащиеся в ходе работы знакомятся со всеми этапами работы с глиной, её подготовки, сушки, последующего обжига готовых изделий в муфельной печке.
Содержание

Аннотация………………………………………………………………………..2
Введение………………………………………………………………………..3-4
Основная часть…………………………………………………………………4-5
Раздел 1.Учебные занятия……………………………………………………….5
1.1.Дымковская кукла………………………………………………………….5-9
1.2.Каргопольская «Берегиня»………………………………………………..9-12
1.3.Скопинская птица………………………………………………………..12-15
1.4.Актюбинская кукла………………………………………………………15-18
1.5.Праздник «Свистунья»…………………………………………………..19-21
Заключение………………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………………21-22
Приложения…………………………………………………………………..22-26

Введение.
В настоящее время наблюдается снижение интереса у подрастающего поколения к национальным российским традициям, в частности к декоративно-прикладному творчеству. И как результат - снижение общей культуры, отрыв от своих корней, прерывание связи поколений. Современные дети играют в игрушки, которые не способны воспитать у них ни хороший вкус, ни чувство национальной принадлежности.
В наше время, массового производства одинаковых штампованных изделий, очень важно дать детям представление о, вручную сделанной, игрушке, в каждую из которых мастер вложил свою душу, свои представления о красоте, о традициях и особенностях своего народа. Знакомясь с глиняной игрушкой, созданной в разных областях России, разными мастерами, ребята учатся понимать и уважать культуру своей многонациональной родины. Кроме того, изучение игрушки из глины даёт детям знания из разных областей науки и искусств: истории, географии, этнографии, скульптуры, живописи.
Данная методическая разработка позволяет решить задачи по ознакомлению учащихся с традиционными игрушечными промыслами России: «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», со Скопинским керамическим промыслом, а также с современной татарской «Актюбинской игрушкой» в игровой форме, с применением современных интерактивных технологий, приобщить детей к национальным культурным традициям и народным праздникам, воспитать у них уважительное отношение к декоративно-прикладному творчеству всех народов, проживающих в Татарстане и России.
3
Методическая разработка опирается на идеи педагога Сухомлинского В. А.: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
В ходе учебных занятий использовался опыт проведения уроков лепки в игровой форме педагогами Кондаковой Н.В., Сергеевой Н.Г., Лутошкиной Л.Н.(«Дом детского творчества» Яранского района Кировской области), а также идеи и опыт работы мастера, педагога, автора книг Поверина А.И.

Основная часть.
В данной методической разработке представлены описания уроков по темам: «Формирование умения передавать различия в изготовлении дымковских кукол: водоноски, няни, барыни»; «Ознакомление с характерными особенностями каргопольской игрушки в процессе лепки куклы «Берегини»; «Совершенствование приёмов лепки на примере изготовления скопинской птицы»; «Ознакомление учащихся с характерными особенностями современной татарской керамической игрушкой на примере актюбинской куклы»; а также представлен сценарий праздника – ярмарки «Свистунья». Все занятия являются частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Волшебная глина».
Глиняная игрушка – вид народного творчества. Сначала она выполняла обрядовые функции. Затем, предназначается для игры, теперь и для украшения быта, используется также и в качестве сувенира. Мастера изготавливают игрушки в виде фигурок животных: коня, птицы, барана. Из декоративных изображений кукол выделяются красочностью фигурки «кормилец», «водоносок», «барынь». Народные игрушки отличаются простотой и выразительностью формы, которая передаёт всё самое характерное, самое значительное. Многими поколениями мастеров отрабатывались навыки работы с глиной, приёмы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру, так что с течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. Из детской забавы она постепенно превратилась в настольную декоративную скульптуру, которая используется для украшения современного интерьера. Заслуженной славой пользуются игрушки, сделанные в Дымково, городе Кирове, в Каргополе, в Скопине. Последнее время успешно развивается в Татарстане промысел «Актюбинская игрушка»,
где разрабатываются образцы современной татарской игрушки. Керамика - очень древнее искусство и ремесло. В процессе работы с глиной у детей развивается чувство пропорций, глазомер, аккуратность, развивается мелкая моторика рук, воспитываются такие качества как трудолюбие, терпение и упорство в достижении поставленной цели. Эти качества необходимы не только ремесленнику или художнику, но и человеку любой
4
профессии. Знакомство с народной игрушкой воспитывает уважение к традициям, вызывает чувство гордости и сопричастности к удивительному миру народного творчества.
Коллектив «Художественная керамика» Центра детского творчества посёлка Дербышки города Казани был создан помочь реализовать творческие способности детей, дать им необходимые ремесленные навыки и умения работы с глиной, здесь учащиеся знакомятся с удивительным миром народной игрушки. Для лепки используется местная красная глина, которая добывается в окрестностях посёлка Дербышки, из неё хорошо получаются игрушки, сувениры, куклы – предметы мелкой пластики. Учебный процесс проходит в настоящей керамической мастерской, в которой воссоздан весь путь появления рукотворной игрушки. Основной инструмент при лепке – это пальцы. С их помощью можно создать изделия, которые затем обжигаются в муфельной печке при температуре 800-9000 С. Из сделанных игрушек, составляется целая композиция - это конечный этап работы. В её создании участвуют учащиеся разных возрастов и разного уровня подготовки, разных годов обучения. Темы самые разные. Учащимися коллектива «Художественная керамика» были созданы композиции: «Как мыши кота хоронили» (по мотивам старинного лубка), «Совушки», «Кот Казанский», «Дымковский хоровод», «Кадриль», «Скопинские шкатулки», «Сабантуй», «Цветы Казани», «Сувенир родного края». Создаются коллективные работы и совместно с другими творческими объединениями Центра детского творчества посёлка Дербышки.

1.Учебные занятия
1.1.Тема занятия «Формирование умения передавать различия в изготовлении Дымковских кукол: водоноски, няни, барыни».
Занятие рассчитано на детей первого года обучения (7-9 лет). Тема урока является частью темы: «Народная игрушка». Цели занятия:
Образовательная - продолжить знакомство детей с особенностями и своеобразием Дымковской игрушки;
- научить приёмам лепки Дымковской куклы;
- научить передавать различия в наряде водоноски, няни
и барыни.
5
Развивающая - развивать образное мышление;
- развивать познавательный интерес к декоративно-
прикладному искусству;
- развивать глазомер, наблюдательность.

Воспитательная - воспитывать интерес и уважение к народному творчеству;
- воспитывать уважение к труду;
Методы обучения – показ фильма, слайдов, беседа.
Форма обучения - групповая.
Тип занятия - комбинированный: повторение пройденного материала и изучение нового.
Оборудование - таблицы с изображением этапов лепки куклы,
кроссворд, образцы глиняной игрушки –
Дымковской куклы,
- видеопроектор для показа фильма, слайдов, экран,
- глина, стеки, ведро с водой,
кисти, губка.
Ход занятия.
Знакомство с дымковской игрушкой начинается с просмотра фильма из серии «Сказки из глины и дерева» телеканала «Культура». Затем рассмотреть игрушки, созданные мастерами с выставки. Повторить с детьми знания о Дымковской игрушке и народном промысле, полученные на предыдущих занятиях. Для этого предложить учащимся решить кроссворд, в котором зашифрованы основные слова, связанные с Дымковским народным промыслом.
Кроссворд (Приложение 1)
По горизонтали:
1. Город, в котором сейчас изготавливают Дымковскую игрушку. (Киров)
2. Где раньше продавали свой товар мастера - игрушечники. (Ярмарка)
3. Название весеннего праздника, на котором все свистели. (Свистунья)
4. Старое название города Кирова. (Вятка)
По вертикали:
5. Общее название всех изделий из глины. (Керамика)
Объяснить откуда появился образ Дымковской куклы, для этого показать учащимся фотографии с образцами старинной русской народной одежды. Рассмотреть элементы женской одежды: сарафан, душегрейка,
6
кокошник.Затем показать фотографии Дымковских кукол. Обратить внимание на знакомые элементы одежды. Сделать вывод, что дымковские мастера изображают разных людей и по тому, что они держат в руках, как одеты, можно узнать, кто они и чем занимаются.
Например, рассмотрим кукол водоноску, няню и барыню. «Этих кукол называют по-разному. Одну мастера называют барыней, другую водоноской, третью няней. Как узнать кто из них кто?». Няня и водоноска - работницы. Одна несёт вёдра, другая нянчит ребёнка. А барыня прогуливается. Она держит на руках маленькую собачку (или зонтик, цветок, или держит руки в муфте). Спросить, чем ещё отличается барыня от водоноски и няни (нарядом). Вместе с детьми отметить различия в наряде кукол. У няни и водоноски на голове кокошники, а у барыни? (Шляпа). У няни и водоноски кофточки, а у барыни? (Жакет) У водоноски и няни фартуки, а у барыни? (Нет фартука). Но у всех кукол пышные, колоколом юбки.
Затем обратить внимание детей на выразительность фигурок. Про кого можно сказать важная - стройная, гордая, франтиха, смешная? Какие куклы: изящные, грациозные или массивные, основательные?
Провести сравнительный анализ Дымковской куклы с Каргопольской берегиней. Что общего и в чём различия этих кукол? Отличия : У Дымковской куклы пышная юбка, оборки, у неё более сложная форма,
больше деталей. Другая роспись: белый фон и большое количество красок.
У Каргопольской куклы – более вытянутая вверх форма, меньше деталей, нет оборок. Роспись тоже более простая и лаконичная.
Сходство:
У обеих кукол юбки колокол, роспись геометрическим узором.
Предложить учащимся вылепить Дымковскую куклу по выбору: водоноску с вёдрами на коромысле, няню с ребёночком или барыню.
Проверить готовность детей к лепке: у каждого должна быть глина, банка с водой, шликер (жидкая глина для соединения деталей).
7
Перед каждым учащимся должна находиться таблица с этапами лепки куклы. ( Приложение 3)
Повторить правила техники безопасности: работать следует в фартуке, руки от глины смывать в ведре с водой, глину на пол не бросать. После работы вымыть стол и подмести пол.
Показать и объяснить основные приёмы лепки куклы.
Первый этап – лепка юбки. Берётся кусок глины размером с кулак, катается из него шар, затем конус. Из конуса делается колокол – учащиеся вспоминают уже освоенный приём лепки колокольчиков.
Второй этап – лепка туловища. Берётся кусок глины размером примерно 1/3 от размера юбки. Катается шар , затем овал. Овал прищипывается внизу. Туловище приклеивается к юбке с помощью жидкой глины (шликера) и примазывается пальцем.
Третий этап – лепка головы и рук. Берётся кусок глины размером 1/2 от размера туловища и катается шар – голова. У туловища сверху вытягивается шея в виде небольшого конуса. На шею приклеивается голова. Все детали тщательно примазываются. Для рук катаются два валика и приклеиваются к туловищу.
Четвёртый этап – лепка деталей. Предоставить каждому ребёнку возможность самостоятельно выбрать детали для лепки куклы. Показать, как лепится кокошник – диск с углублением для головы, шляпка – тоже
диск с углублением в центре, а сверху приклеивается половинка шара.
Показать, как лепится младенец – короткий валик, вёдра для водоноски – цилиндры с углублением, с двумя отверстиями для дужек.
Серьги у кукол лепятся в виде двух шариков, вытянутых в виде капли.
Волосы делаются из отдельных шариков или скручиваются из валиков.
Важная деталь Дымковской куклы это оборки. Оборки лепятся из глиняных лент слегка изогнутых. У водоноски и няни оборка идёт по низу фартука, у барыни – по низу юбки. Напомнить, что фигурки кукол пластичны. Одна часть плавно переходит в другую, места скрепления хорошо заглажены и незаметны. У кукол тонкие талии и пышные юбки.
8
III.Итоги занятия.
В конце занятия поставить на выставку все вылепленные куклы рядом и
попросить учащихся найти среди барынь самую важную и гордую, самую нарядную, среди водоносок самую стройную, а среди нянь самую красивую и заботливую (смотря, как она держит младенца). Отметить наиболее удачные работы. На следующем занятии покрасить куклы после просушки и обжига в муфельной печи.

1.2.Тема занятия
«Ознакомление с характерными особенностями каргопольской игрушки в процессе лепки «Берегини»».
Занятие рассчитано на учащихся 1года обучения, возраст 7-9 лет
Цели занятия:
-познакомить с Каргопольским игрушечным промыслом;
-обучить приёмам лепки фигурки «Берегини»;
-познакомить с характерными особенностями каргопольской игрушки, её
отличиями от игрушек других промыслов;
-развить логическое мышление, память;
-закрепить знания и совершенствовать умения и навыки, полученные ранее при лепке дымковской барыни;
-воспитывать уважительное отношение к традициям народного декоративно-прикладного искусства России;
-воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы и оборудование: организация выставки работ учащихся и мастеров художественных промыслов (яркие фигурки кукол дымковских и каргопольских привлекают к себе внимание);

9
-использование интерактивной доски, на ней - заставка: «Каргопольская игрушка» с фотографией глиняных игрушек;
-подготовленный рабочий стол с инструментами, сосудами с водой, с шликером (жидкой глиной), подготовленная к работе глина;
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Начинаем наше занятие. Мы продолжаем с вами знакомиться с народными игрушечными промыслами
России. Сегодня это будет Каргопольский народный промысел и мы с вами слепим фигурку каргопольской «Берегини». Давайте внимательно посмотрим и сравним каргопольскую куклу «Берегиню» с фигуркой дымковской барыни.
Проводится игра «Найди игрушку». Среди представленных на выставке игрушек различных промыслов (Дымково, Каргополя, Филимоново и др.) учащимся предлагается найти дымковскую барыню, каргопольскую «Берегиню». Педагог вместе детьми проверяет правильность ответов. Учащимся предлагается сравнить фигурки кукол по фотографиям (слайд на интерактивной доске), на которых изображены куклы дымковских и каргопольских мастеров, попросить найти отличительные черты этих кукол и их сходство.
Ответы: у дымковской барыни много деталей, она украшена оборками, а у каргопольской кулы деталей мало, оборок нет, она сделана более грубо, при этом похожа на фигурку куклы, которую делали в каменном веке. Сходство: у кукол есть юбка – колокол.
В росписи кукол тоже есть сходство. Куклы сначала покрываются белой краской, затем наносится геометрический узор, состоящий из кругов (символ солнца), перекрещенных линий (символы засеянного поля), точек (символы зерна) и волнистых линий (символы воды). Различия: у дымковской куклы для украшения используются кусочки сусального золота.
Молодцы! Теперь вы знаете игрушки русских промыслов Дымково и Каргополя, и сможете их различить.
Беседа о Каргопольском промысле, сопровождаемая показом слайдов.

10
«Каргопольская игрушка»- это русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя, расположенном на Русском Севере (показ слайда). Истоки традиционного гончарного промысла Каргополя уходят в XI-XIII века. Именно в это время там сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Как и все крестьяне, гончары пахали землю, выращивали хлеб, держали скот. И лишь в свободноевремя садились за гончарный круг. Участвовала вся семья - муж, жена, дети, старики. Из остатков глины лепили игрушку: фигурки домашней живности и лесного зверя, фигурки зверей, свистульки. В начале прошлого века промысел практически сошёл, на нет, и лишь несколько мастеров продолжали делать игрушки. Среди них, Ульяна Бабкина (показ слайда)- единственная мастерица, не прекращавшая заниматься этим ремеслом. Она сохранила и возродила древний промысел, многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Первоначально игрушки были «обварными», орнамент архаичным, он царапался на поверхности. Игрушки напоминали произведения каменного века (показ слайда). Самый распространённый образ в каргопольской игрушке – женские фигурки. Одна из них – «Берегиня», по имени языческой русской богини (показ слайда). Образ женщины связан важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери сырой земли и солнца». Земля для крестьян была словно живое существо. Она кормила, поила, одевала их, сохраняла от бед. Берегиня – это слепленная из глины «баба» с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете, тепле, так необходимых для её плодородия.
Современные каргопольские игрушки отличаются от старинных образцов (показ фильма о каргопольской игрушке «Сказки из глины и дерева» телеканала «Культура»).
Практическая часть.
Педагог показывает последовательность работ при лепке «Берегини», одновременно на экране демонстрируются фотографии этапов работы, схема выполнения работы (слайды). Обращается особое внимание на то, что лепка выполняется «пластическим способом»:
1) лепится заготовка – конус;
2) примерно посередине обозначается линия талии. Большим пальцем приминается глина в глубину, отминается юбка – «колокол»;
11
3) вверху отделяется часть глины для головы;
4) вытягиваются из основной массы руки, поднятые вверх,
5) скатывается из глины жгут, опоясывается им голова. Жгут примазывается по направлению к макушке,
6) делаются две птички и прилепляются к рукам «Берегини». Все детали склеиваются жидкой глиной «шликером».
Подведение итогов.
-закрепление полученных в ходе занятия знаний, умений, навыков;
-поощрение учащихся, успешно справившихся с заданием;
-исправление допущенных в работе ошибок.
Все куклы, выполненные учащимися, собираются вместе на выставку. Педагог отмечает лучшие работы, разбирает допущенные ошибки и исправляет их.
Молодцы! Все справились с заданием. На следующем занятии после просушки и обжига мы распишем куклу «Берегиню».
Лучшие работы отправим на городскую выставку декоративно - прикладного творчества.
1.3.Тема занятия
«Совершенствование приёмов лепки на примере изготовления скопинской птицы»

Данное занятие рассчитано на учащихся 1-ого года обучения, возраст 7-9
лет.

Тема занятия является частью темы: «Предметы быта. Декоративные сосуды»

Цели занятия:
обучающая - расширение знаний о декоративно-прикладном искусстве;
- ознакомление с народным керамическим промыслом
города Скопино (Рязанская область);
- закрепление знаний, полученных в ходе изучения тем:
«Дымковская, Каргопольская игрушки»;
-обучение приёмам украшения посуды фигурками птиц;
развивающая - развитие умений и навыков в работе с глиной;
- закрепление знаний и совершенствование умений и навыков
по декорированию керамических изделий;
12
- развитие творческого воображения учащихся;
воспитывающая- воспитание уважительного отношения к традициям
народного декоративно-прикладного искусства России.

Материалы, оборудование необходимые для проведения занятия.
Для педагога:
-интерактивное оборудование – доска для показа слайдов;
- видеопрезентация работ мастеров ;
-керамический кувшин, игрушки
- образцы творчества скопинских мастеров;
- шкатулка из глины с крышкой, украшенной птицей – образец, сделанный педагогом.
Для детей:
-шкатулка с крышкой, выполненная ими на прошлом занятии,
- глина красная, вода, сосуды для воды,
-шликер (жидкая глина),
-кисти, стеки разной формы.
- рисунок - схема выполнения птицы из глины.

Ход занятия
Здравствуйте, ребята!
Рада вас видеть! Начинаем наше занятие.
На прошлом занятии мы слепили шкатулку с крышкой из глины.
Вопрос: как была сделана шкатулка, каким способом?
Ответ: шкатулка выполнена из глиняных пластин.
Вопрос: что не хватает, что можно добавить?
Ответ: шкатулку надо украсить, сделать для крышки ручку.
На сегодняшнем занятии мы займёмся украшением шкатулки. Как можно сделать ручку у крышки? Посмотрим, как это делают мастера.
Есть промысел, на котором для украшения посуды использовались фигурки птиц и зверей. Это Скопинский керамический промысел. (Слайд 1)
Вопрос: что такое «промысел»?
Ответ: это место, где несколько мастеров занимаются каким либо ремеслом. Гончары - керамисты, например, занимаются изготовлением посуды из глины, лепят игрушки, Обычно промысел возникал в местах, где было много сырья - глины.
Своим возникновением Скопинский гончарный промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина Рязанской области. Вначале здесь производили простую посуду, кирпич, черепицу. Затем стали появляться глазурированные фигурные сосуды и подсвечники, украшенные лепниной в виде зверей, птиц, рыб. (Слайд 2) Часто изделия украшались образом птицы - скопы, от которой пошло название промысла. (Слайд 3) Скопа- это хищная птица семейства ястребиных. Изделия покрывались цветными поливами – глазурями,
13
различных оттенков (коричневыми, жёлтыми, зелёными). (Слайд 4)
Беседа сопровождается показом фотографий сосудов, украшенных фигурками птиц, животных, сказочных существ.

Вносится кувшин, изготовленный скопинскими мастерами.

Давайте рассмотрим его!
Вопрос: из каких деталей он состоит, как украшен?
Ответ: кувшин сделан с крышкой, украшен фигурками птиц, ручка крышки сделана в виде птицы - скопы. Кувшин покрыт глазурью.
Вопрос: какие ещё керамические промыслы вы знаете, где делают из глины птиц?
Ответ: Дымково, Филимоново, Каргополь.
Демонстрируются фотографии глиняных птиц, сделанных в Дымково, Филимоново, Каргополе. (Слайд 5)
Народный мастер Алексей Иванович Деньшин так писал про свои игрушки:
Завелась неведомая птица - Краской яркой покрывалась,
Всякий ей дивится: Позолотой наряжалась.
Не поёт и не летает, Эту птицу я поймал,
Всё горит и полыхает. Описал, нарисовал
Далеко по белу свету. Полюбуйтесь, посмотрите,

Вопрос: какие отличительные черты птиц, различных промыслов вы можете назвать?
Ответ: у Дымковской птицы много оборок, фон росписи - белый, краски яркие, сочные, есть золотые ромбы. (Слайд 6)
Филимоновская птичка вытянутая вверх, покрашена полосками, линиями т.к. раньше роспись делали гусиным пёрышком, Цвета используются в основном – зелёный, лимонный, малиновый. (Слайд 7)
Каргопольская птица лепится без оборок и украшений. В качестве украшений часто рисовали на птице круг и кресты. (Слайд 8)
Дидактическая игра с карточками.
Учащимся предлагаются глиняные игрушки различных промыслов: Дымково, Филимоново, Каргополь и карточки с названиями промыслов. Даётся задание найти карточку, соответствующую игрушке и положить рядом с ней.
Педагог вместе с учащимися проверяет правильность ответов.
Молодцы! Вы знаете и помните народные промыслы России. И это только основные из них, мы и дальше будем знакомиться с образцами декоративно-прикладного искусства.
А теперь мы с вами попробуем сделать для украшения крышки шкатулки птицу из глины.
14
Практическая работа.
Педагог показывает последовательность выполнения работы. Демонстрируются фотографии этапов работы, схема выполнения работы.
(Приложение 4)

Самостоятельная работа учащихся.
Лепка птицы выполняется комбинированным методом, который включает в себя пластический и конструктивные методы лепки. Из целого куска глины
вытягивается туловище, шея и голова, а также хвост птицы. Это пластический метод лепки. Из отдельных двух кусочков глины лепятся крылья – вытянутые лепёшки и приклеиваются к туловищу птицы с помощью шликера (жидкой глины). Затем птица прикрепляется к крышке шкатулки с помощью той же жидкой глины. Стеками разной формы наносится узор на крылья и хвост птицы.

Подведение итогов.
Шкатулки, выполненные учащимися, собираются все вместе. Педагог отмечает лучшие работы. Разбирает допущенные ошибки и исправляет их.

Молодцы! Все справились с заданием. На следующем занятии после просушки и обжига мы распишем нашу шкатулку.

1.4. Тема занятия
«Ознакомление учащихся с характерными особенностями современной Актюбинской татарской керамической игрушки »
Занятие предназначено для учащихся 1года обучения, возраст учащихся – 7-9 лет.
Цели:
-познакомить с Актюбинским игрушечным промыслом;
-обучить приёмам лепки фигурки «Татарочки с чак-чаком»;
-познакомить с характерными особенностями актюбинской игрушки, её отличиями от игрушек других промыслов.
-развить логическое мышление, наблюдательность, память;
-закрепить знания и совершенствовать умения и навыки, полученные ранее при лепке дымковской барыни и каргопольской берегини;
15
-воспитывать уважительное отношение к традициям народного декоративно-прикладного искусства народов России и Татарстана;
-воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Материалы и оборудование:
-выставка работ учащихся и мастеров художественного промысла «Актюбинская игрушка» ;
-использование интерактивной доски, на ней загорается заставка: «Актюбинская игрушка» с фотографией глиняных кукол и игрушек;
-подготовленный рабочий стол с инструментами, сосудами с водой, с шликером (жидкой глиной), подготовленная к работе глина;
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Начинаем наше занятие. Мы продолжаем с вами знакомиться с народными игрушечными промыслами России. Сегодня это современный промысел из Татарстана, Актюбинская татарская игрушка, и мы с вами слепим фигурку «Татарочки с чак-чаком». Давайте сравним фигурки кукол по фотографиям на интерактивной доске, на которых изображены куклы дымковских, каргопольских и актюбинских мастеров, найдём отличительные черты этих кукол.
Ответы:
-у дымковской барыни много деталей, она украшена оборками, а у каргопольской бабы деталей мало, оборок нет, она сделана более грубо,
при этом похожа на фигурку куклы, которую делали в каменном веке. Актюбинские куклы отличаются национальными татарскими одеждами, сверху покрыты лаком. Сходство: у всех кукол есть юбка – колокол, только у татарочек юбка-колокол не такая широкая сверху как у русских кукол.
В росписи кукол тоже есть сходство: они сначала покрываются белой краской, затем наносится геометрический узор, состоящий из кругов (символ солнца), перекрещенных линий (символы засеянного поля), точек (символы зерна) и волнистых линий (символы воды). Различия: у дымковской куклы для украшения используются кусочки сусального золота, много оборок. У Актюбинской куклы свой неповторимый колорит, куклы одеты в
16
национальные одежды, украшения, в росписи используется национальные орнаменты. Беседа об Актюбинском игрушечном промысле, сопровождаемая показом слайдов. Актюбинская игрушка («Актубэ уенчыгы»)- это современный татарстанский художественный промысел, основанный в 1993 году. На промысле мастера занимаются изготовлением национальных сувениров, кукол из глины, отображающих историю, быт и культуру татарского народа. На сегодняшний день коллекция актюбинской игрушки содержит свыше 500 сюжетных композиций. Рассказ о национальной одежде татар, элементах одежды: калфаке, «изю», «хасите», сопровождается показом фотографий и рисунков фигур татарок в национальной одежде.

Сравнение дымковской, каргопольской и актюбинской куклы по фотографиям на интерактивной доске.
Среди представленных на выставке кукол предложить детям найти актюбинскую куклу, дымковскую, каргопольскую куклу с завязанными глазами, руками наощупь. Надо узнать куклу по характерным деталям.
Молодцы! Теперь вы знаете игрушки русских промыслов Дымково и Каргополя, татарскую актюбинскую игрушку, и сможете их различить.
А теперь мы слепим куклу «Татарочка с чак-чаком».

Практическая часть.
Педагог показывает последовательность работ при лепке «Татарочки с чак-чаком», при этом на доске демонстрируются фотографии этапов работы, схема выполнения работы. Обращается особое внимание на то, что лепка туловища выполняется «пластическим способом», руки выполняются «конструктивным способом»:
1)лепится заготовка фигуры – конус; 2)примерно посередине обозначается линия талии. Большим пальцем приминается глина в глубину, отминается юбка – «колокол», толщиной пример
17
3)вверху отделяется часть глины для головы;
4)руки-валики раскатываются отдельно, затем примазываются к туловищу, в них вкладывается круглое блюдо с «чак-чаком», сделанным из продавленной сквозь металлическую сетку глины;

5)на сформированную круглую голову прикрепляется платок, сделанный из пласта глины толщиной примерно 1-2 мм, сверху крепится калфак, в виде сплюснутого шара;
6)делается оборочка по краю фартука, также как и у дымковской барыни,

можно сделать оборочки по низу платья и на рукавах, все детали заглаживаются влажными пальцами.

Все куклы, выполненные учащимися, фотографируются, собираются вместе на выставку. Педагог отмечает лучшие работы, разбирает допущенные ошибки и исправляет их.

Молодцы! Все справились с заданием. На следующем занятии после просушки и обжига мы распишем куклу «Татарочку с чак-чаком». Лучшие работы отправим на городскую выставку декоративно - прикладного творчества.
Занятие завершает чаепитие с чак - чаком.

18
1.5.Тема занятия
Праздник «Свистунья»
Данное мероприятие рассчитано на учащихся первого года обучения, возраст- 7-9 лет.
Праздник «Свистунья» завершает тему «Народная игрушка».
Цели мероприятия:

обучающая - ознакомление с народными традициями
проведения весеннего праздника «Свистунья»;

развивающая - закрепление знаний о народной игрушке;
- развитие умений в нахождении характерных
особенностей глиняной игрушки различных
промыслов;

воспитывающая - воспитание уважительного отношения к традициям
народного творчества России.

Материалы, оборудование, необходимые для проведения мероприятия.
Выставка глиняных игрушек, сделанных воспитанниками и мастерами народных художественных промыслов России и Татарстана (дымковская, каргопольская игрушки, скопинская керамика, актюбинская игрушка).
Свистульки, сделанные учащимися, глиняные шары для игры.
Листочки с кроссвордами, карандаши.
Аудиопроигрыватель, записи народных песен.
Интерактивная доска для просмотра слайдов с изображением мастеров за работой, с фотографиями глиняных игрушек различных промыслов.
Сувениры из керамики для награждения победителей конкурсов.
Педагог: Вы уже знаете, что издавна жили на Руси мастера-игрушечники, которые, кроме крынок и горшков из глины делали себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки.
Игрушку эту лепили и раскрашивали только дети и женщины. Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, мастерицы лепили и обжигали в русской печке глиняные игрушки. Затем расписывали их яркими красками. Петухи и индюки, кони, коровы, птички, барыни и кавалеры. Игрушки народных мастеров были самыми яркими украшениями ярмарки, на которой их потом и
продавали. Один из таких праздников назывался «Свистунья», на нём «царили» Дымковские игрушки - свистульки. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
Педагог и учащиеся, наряженные в русские народные костюмы, разыгрывают небольшую сценку.
19
Педагог: Среди веселия и шуток
Мы замесили глину круто.
И наделали игрушек –
Разных птичек и зверюшек!
Все игрушки перед вами,
Дети сделали их сами.
Из простой слепили глины
Пети, Розы и Алины!
Первый учащийся: А из Дымково игрушки -
Разноцветные свистушки.
Дружно на столе стоят,
Если дунешь в них – свистят!
Второй учащийся: Сколько красок есть на свете,
Разбегаются глаза!
Овцы, зайцы и медведи,
И лошадка и коза.
Кого хочешь выбирай и играй!
Педагог: Все, какие есть на свете
Дымковские краски эти,
Ярким солнышком горят
И приветствуют ребят!

Звучит русская народная песня « Вдоль да по улице».
Ребята свистят в свистульки - у кого громче?
Определяем победителя – у кого лучше сделана свистулька.
Ребята катают по столу глиняные шары – у кого дальше укатится, тот и победитель.
Затем педагог предлагает поиграть в игру с дидактическими карточками. На расписной поднос ставят различные игрушки самых разных промыслов: каргопольская и дымковская, скопинская посуда, украшенная фигурками птиц, актюбинские куклы. Раздаются дидактические карточки с названиями игрушек: Дымковская, Каргопольская, Скопинская, Актюбинская. Надо найти игрушку и положить рядом с ней соответствующую карточку, объяснить почему (чем отличается она от других игрушек).
Для закрепления ключевых слов решается кроссворд, в котором зашифрованы слова и названия, связанные с Дымковским промыслом.
В конце отмечаются победители конкурсов, им вручаются сувениры из глины

20
Кроссворд. (Приложение 2)
По горизонтали:
1.Город, в котором сейчас изготавливают дымковскую игрушку (Киров).
2.Название процесса изготовления игрушки из глины (лепка).
3.Где раньше продавали свой товар мастера – игрушечники (ярмарка).
4.Одна из фигур дымковской куклы (барыня).
5.Название слободы, в которой «родилась» дымковская игрушка (Дымково).
6.Название весеннего праздника, на котором все свистели (Свистунья)
7.Название одной из дымковских игрушек – зверей (индюк).
8.Старое название города Кирова, название реки, на которой стоит город Киров (Вятка).
По вертикали:
9.Общее название всех изделий, сделанных из глины (керамика).

Заключение.
Образовательное и воспитательное значение лепки игрушек из глины огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии учащихся. Занятия лепкой в объединении «Художественная керамика» учат детей ценить такое национальное достояние как народная глиняная игрушка, способствуют сохранению национальных традиций.
Представленная методическая разработка занятий лепки из глины показывает важность повышения интереса у детей к традиционному декоративно-прикладному творчеству, необходимость получения навыков и знаний, позволяющих детям ориентироваться в окружающем их культурном пространстве, самостоятельно создавать из глины образцы народного творчества, сохраняя и приумножая при этом национальные традиции.

Литература
1.Боголюбов Н.С.Лепка на занятиях в школьном кружке.- М.: Просвещение, 1979.- 143с.
2.Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Кзн.:295с.
3.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Ярс.: Академия развития, 1998.-206с.
4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение,1994.-286с.
5. Данилевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. СПб.: Кристалл,1998.-265с.
6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1998.-78с.
7.Лыкова И.А. Дымковская игрушка. М.: Научно-методическое пособие
21
8.Поверин А.И. Русская народная глиняная игрушка: Учебно-методическое
пособие. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017.-88с.: ил.
9.Рогов А.П.Чёрная роза. М.: Современник, 1978.-300с.
10.Рубцова Е.С. Фантазии из глины. М.: ЭКСМО, 2007.-64с.
11.Сергеева Н.Г. Татарское декоративное изобразительное искусство в системе образования, К.: Дом печати, 2004.-152с.
12.Сперанская Л.Л. Костюм казанских татар. Кзн.: Татарское книжное издательство,1972.-84с.
13.Федотов Г.Я. Послушная глина. М.: АСТ - Пресс, 1997.-141с.
14.Фишер Д. Расписываем керамику. М.: АСТ. Астрель,2005.-64с.