SMI.KAZANOBR.RU

ПРОЕКТ : « Казань – мой родной город»

Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-творческий.
По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края.
По характеру координации: открытый.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
• воспитанники старшей группы,
• воспитатели, музыкальные руководители.
• родители воспитанников.
По продолжительности: долгосрочный (август-май)

Аннотация
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.
Помогает воспитывать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду.
Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России.

Актуальность
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. Воспитание любви к своей Родине немыслимо без воспитания любви к своему родному краю, родному городу, которая должна быть впитана с детства. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.
Основная моя задача воспитывать любовь и гордость у детей за свой город. Чтобы город Казань стал самым любимым городом. Этот проект посвящается Казани - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, микрорайоном на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Гипотеза
Реализация проекта позволит повысить детскую и родительскую компетентность в вопросах истории и культуры города. Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Цель
Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Задачи
 Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
 Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды
 Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
 Познакомить с культурой и традициями народов живущих в их городе.
 Расширить представления о родном городе и его особенностях, раскрыть роль г. Казани в истории России.
 Познакомить детей с достопримечательностями родного города.
 Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.
 Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.

Методические задачи
 Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
 Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
 Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
 Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.
 Организовать выставки рисунков и фотовыставки.
Необходимые условия реализации проекта
1. Интерес детей и родителей.
2. Методические разработки.
3. Интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты
• Возросший уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, чувство причастности к жизни своего города, своей малой Родины.
• Понимание родителями приоритетной роли семьи в гражданско- патриотическом воспитании детей.
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
• Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
• Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Казани, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
• Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Этапы и сроки проведения
1. Организационно-подготовительный (июль) Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Аналитический (август). Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
3. Практический (сентябрь-апрель). Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков, изготовление дидактических игр.
4.Заключительный (май) Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Тематическое планирование
Раздел Задачи
Путешествие в историю Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление о том, как начиналось создание Казани.
«Родные просторы» Дать представление о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.
Быт и традиции Знакомить с жилищем народов Татарстана : с избой из бревен, печью. Дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к традициям народов Татарстана, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать представление о народных праздниках (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха, Сабантуй, Науруз, Сөмбеля и др.)
«Этих дней не смолкнет слава» Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством.

Перспективный план
Дата Тема Связь с другими видами деятельности
Сентябрь Моя малая Родина изготовление альбома «Мой любимый город»
составление рассказов «Дом, в котором я живу» беседы: «С чего начинается Родина?», «Мой город», «Я – казанец»
Октябрь Мой город, дороже которого нет прослушивание песен о родном городе,
чтение стихов,
рассказы о достопримечательностях г.Казани, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,
изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,
выставка детского рисунка «Мой любимый город»
Ноябрь История возникновения города изготовление альбома «Природа моего края»,
оформление стенда «Казань – древняя, Казань - настоящая»
Декабрь Знакомство с гербом города изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,
знакомство с флагом, гербом и гимном
Январь Вот моя улица изготовление макета города,
экскурсия по микрорайону,
знакомство с улицами,
дидактическая игра «Путешествие по городу»
Февраль Почёт и труд рядом живут. Занятие «Человек славен своим трудом»
игры «Знатоки», «Магазин сувениров»,
беседа о важности труда всех людей, рассказы детей «Вырасту, стану ….» (какую профессию хочет выбрать ребёнок)
Март Папа, мама, я – Казанская семья (викторина) дидак. игра «Край, в котором мы живём», «Собери картинку»
заучивание стихотворений о Казани
Апрель Казань - спортивная спортивный фестиваль «Казань – спортивная столица России»,
выставка детского рисунка «Мы любим спорт»
Май Боевая слава города Беседа на тему «День Победы в моей семье»,
изготовление праздничных открыток,
встреча с ветеранами и тружениками тыла,
беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне
Конкурс рисунков «День Победы»
Итоговое занятие «Наш город».
Оформление фотовыставки – «Родной мой край, навек любимый!».

Работа с родителями
 День открытых дверей (посещение занятий родителями).
 Организация конкурсов и выставок рисунков, поделок изготовленных совместно с родителями.
 Консультации, информационный стенд.
 Дискуссия «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников в семье».
 Проведение совместных мероприятий, праздников и экскурсий по городу с родителями и детьми.

Выводы
Только последовательная и систематическая работа по ознакомлению детей с родным городом может привить ребёнку любовь к родному городу, родному краю. Дети растут быстро, но что он вынесет из детства: «Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какую её ты в детстве увидал»
(К.Симонов) Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт толерантного характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Литература
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов. Москва-синтез, 2008
6. Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения АРКТИ, 2003
7. Махенева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. ГУ Сфера, 2009.
8. Интернет источники.