SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Рабочая программа кружка "Маленькая лаборатория"

Маленькая лаборатория

Рабочая программа
опытно- экспериментальной направленности
«Маленькая лаборатория»
Выполнила:
Воспитатель
Орешина Е.В.

Содержание:

1. Пояснительная записка
2. Перспективное планирование (возраст 3-4 лет)
3. Мониторинг. Ожидаемые результаты промежуточного и итогового мониторинга.

Пояснительная записка

Программа «Маленькая лаборатория» является программой опытно- экспериментальной направленности, программа разработана на основе программ:
• "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова;
• «Детское экспериментирование. Средний дошкольный возраст» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир;
• «Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знание об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Подьяков, считают дошкольное детство наиболее сензитивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н.Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:
-детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
-в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);
-в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;
-детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
-в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;
-детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическом воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К среднему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной
период важен для развития познавательной потребности дошкольника,
которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества со взрослым.
Структура проведения занятия-экспериментирования:
1. Предварительная работа:
А) познавательное развитие;
Б) знакомство с развивающей средой лаборатории.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Обсуждение проблемы коллективно.
4. Самостоятельный поиск способов решения проблемы, проверка собственных предположений.
5. Анализ положительных и отрицательных результатов.
6. Проведение запланированного опыта педагогом, выводы делают дети.
7. Повторный опыт детьми с опорой на зрительный алгоритм.
8. Составление схемы проведения опыта.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности средствами физического эксперимента.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества (микроскоп, чашечные весы, песочные часы, компас и др.).
2. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
-представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, теплота, электричество и др.);
-элементарные математические представления (о мерке – как способе измерения объема, массе, длины).
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов- помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
4. Формировать основы логического мышления.

Для достижения поставленной цели была разработана образовательная программа кружковой работы.
Программа рассчитана на один год обучения детей среднего дошкольного возраста.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю, по 15 минут. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента, в зависимости от сложности.
Необходимыми условиями реализации программы являются:
-психологическая комфортность (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса);
-непрерывность интеллектуальной и манипуляционной деятельности;
-деятельная основа (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений);
-наглядность в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей.
Перспективное планирование для детей 3-4 лет
месяц Тема
Содержание
Сентябрь Диагностика опытно-исследовательских умений детей на начало учебного года.
Пополнение уголка экспериментирования (алгоритм описания свойств материала, подборка объектов для опытов и т. д.)
О к т я б р ь Опыты с песком и глиной
1.Из чего состоит песок и глина
2.Легко ли сыплется песок и глина.
3.Лепим из глины и песка.
4.Пропускаем воду через песок, глину и камешки Познакомить детей со свойствами песка и глины. С помощью лупы рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Так же рассмотреть глину. Видны ли песчинки в глине? (в глине песчинки прилипают одна к другой).
Н о я б р ь Опыты с водой
1.Прозрачная вода.
2.Что растворяется в воде.
3.Окрашивание воды.
4.Тонет, не тонет. Убедить детей в том, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Выявить свойства воды. Научить детей делать выводы: через прозрачную воду можно увидеть всё, что в ней находиться, а в непрозрачной воде ничего не видно
Д е к а б р ь Опыты со снегом и льдом
1.Что такое снег.
2.Замерзшая вода.
3.Тающий лед.
4.Разноцветные льдинки.
Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Выявить, что лед-это замерзшая вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Я н в а р ь Опыты с воздухом
1.Воздушный шарик.
2.Воздух работает.
3.Воздух легче воды.
4.Воздух повсюду.
Показать детям, что воздух можно поймать, выпустить. Воздух легче воды. Воздух может выполнять работу.
Ф е в р а л ь Опыты с магнитом
1.Ловись рыбка, и мала, и велика.
2.Что притягивается
3.Как найти иголку?
4.Магнит и бумага. Показать детям, что магнит притягивает железо. Когда магнит превосходит по размеру магнитный предмет, то этот предмет притягивается к магниту.
М а р т Опыты со стеклом и лупой.
1.Что такое стекло.
2.Таинственные картинки.
3.Знакомство с лупой.
4..Все увидим, все узнаем. Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (Хрупкость, теплопроводность)
Обогащать словарь детей специальными терминами.
А п р е л ь 1.Опыты с резиной
2.Опыты с металлом
3.Опыты с древесиной
4.Опыты с бросовым материалом. Узнавать вещи, сделанные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).
М а й Растения
1.Земля и растения.
2.Посадка семян.
3.Вода и растения.
4.Игра «Я- юный исследователь». Познакомить детей со свойствами земли, воды, растений и их взаимодействии, доказать детям, что растения -это живые организмы, что они тоже питаются и растут.
Итоговое мероприятие для диагностики детей по пройденным темам.

3. Мониторинг

Результаты мониторинга позволяют:

• ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;
• уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;
• диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;
• развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;
• воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;
• контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;
• стимулировать результаты деятельности ребенка.

Пользуясь разработанными показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (таблица 1), заношу данные в таблицу 2.

Таблица 1

Высокий Познавательное отношение устойчиво.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Заключение

Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это – в непринужденной и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Опыт нашей работы показывает, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Таким образом, детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Литература

1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г
2. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. ; Детство – Пресс, 2008. -128с.
6. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.
7. Смирнов Ю.И. Земля: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.
8. Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.

Прикрепленный файлРазмер
IMG_20170123_161308.jpg52.29 кб
IMG_20170123_155408.jpg40.28 кб