SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Самообразование.Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности.

article3405

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, дополнительная работа с детьми: опыты, исследования, наблюдения, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
План работы по самообразованию.
Сентябрь Изучение и подбор литературы в периодической печати и в Интернете. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Октябрь Изучение методической литературы. Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя. Консультация «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка».
Ноябрь - Изучение опыта педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати);
- Создание картотеки опытов и экспериментов (в течении года).
Опыты с песком и глиной
Декабрь Опыты с водой, со льдом и снегом. Консультация «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».
Январь Опыты с воздухом. Памятка для родителей «Чего нельзя Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Консультация для воспитателей
«Развитие творческой исследовательской активности детей»

Март - апрель. Опыты со стеклом и лупой.
Опыты с резиной. Консультация «Проведите с детьми дома».
Май Работа с памяткой для анализа процесса самообразования. Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации).