
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Описание опыта работы учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 175» Советского района города Казани
Смелова Руслана Александровича
по методической теме : Формирование двигательной активности учащихся через дифференцированный подход на уроках физической культуры»
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников: только 10 % старшеклассников считаются здоровыми, около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями, а более одного миллиона учащихся освобождены от занятий физической культурой.
Многолетняя тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения обусловлена в основном низкой эффективностью учебного процесса по физическому воспитанию, отсутствием у большинства школьников потребности к физкультурно-спортивной деятельности, низкой ценностной значимости у значительной части учащейся молодежи здоровья и навыков здорового образа жизни, отсутствием индивидуального подхода, возрастной и типологической адекватности педагогических воздействий на уроках физической культуры. Я считаю, что эффективность учебного процесса по физическому воспитанию можно повысить, лишь используя новые, методические и научные идеи, а так же поиск новых подходов к физическому воспитанию. В частности использования индивидуального подхода как организационной основы физического воспитания.
На сегодняшний день важнейшим требованием современного урока физической культуры является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся. При организации учебного процесса необходимо учитывать состояние здоровья, пол, физическое развитие, двигательную подготовленность, особенности развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика. Обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Исходя из всего перечисленного, я остановилась на технологии дифференцированного физкультурного образования.
Теоретической базой моего опыта стали разработки теории дефференцированного обучения доктора психологических наук Якиманской Ирины Сергеевны и Шадрикова Владимира Дмитриевича, психолога, специалиста в области дифференциальной психологии.
Под дифференцированным физкультурным образованием я понимаю целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей, это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Цель моей работы: создание условий учащимся для наиболее эффективного овладения практическими умениями, необходимыми для всестороннего и гармонического развития личности и повышения физической подготовленности.
Задачи которые необходимо решить для достижения этой цели:
• укрепление здоровья с учетом индивидуальных особенностей организма, содействие гармоничному физическому развитию;
• дифференцированное развитие координационных способностей до максимально возможного уровня;
• формирование осознанной потребности в укреплении здоровья и повышения уровня физического развития, посредством создания «ситуации успешности» для каждого ученика;
• воспитание и активное формирование положительных черт характера;
• овладение навыками самоконтроля при занятиях физическими упражнениями;
• овладение знаниями необходимыми для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую.
Занятия в этих группах различаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.
В процессе обучения двигательным действиям, ученик должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами.
Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: слабые ученики испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда – не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям физической культурой значительно снижается. Для сильных учеников, напротив, учебная задача является слишком лёгкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными под воздействием общего настроя. Исходя из этого, стало необходимым:
1. Создать методику, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причём с возможностью перехода из одной группы в другую;
2. Найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций студентов, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
В процессе организации учебной деятельности я руководствуюсь следующими направлениями:
1. Учет динамичности учащихся, их работоспособности;
2. Строгие дозированные физические нагрузки;
3. Наглядность, постепенность, доступность нагрузки;
4. Соблюдение гигиенических требований;
5. Чередование интенсивности и релаксации;
6.Учет физической подготовленности учащихся.
С целью эффективного решения поставленных задач я для себя составил следующий алгоритм действий:
1. Изучить индивидуальные особенности учащихся:
Возрастные особенности,
Данные медицинского обследования,
Показатели контрольных испытаний.
2. Планирование деятельностью учащихся:
Распределение учащихся на группы,
Определение физических нагрузок,
Организационно-методические мероприятия.
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся:
Выявление помощников и проведение с ними занятий,
Составление учебных карточек-заданий для групп учащихся,
Разработка дифференцированных домашних заданий.
Для реализации основной идеи моей методической темы я разделил классы на группы:
1. Помощники (группа может быть инертна)
2. Основная группа (самоконтроль)
3. Подготовительная группа (взаимоконтроль)
4. Специальная группа (контроль учителя).
Безусловно, данная градация условная и все ученики находятся под моим контролем.
Разделение на группы позволяет планировать методику обучения всей группы, уделяя внимание каждому ученику. В группе должен быть лидер, за которым тянутся остальные ученики.
В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.
Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я делю детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Бывает и так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, ученики не могут освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут полноценно проявить себя в учебной игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения в парах. На занятиях по гимнастике я разрешаю хорошо подготовленным детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные работают в стандартных условиях. Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения: им предлагаю задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, рефераты, проектная деятельность (презентации), составление комплекса разминки и т.д. Ежеурочно провожу инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и по правилам поведения.
Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. На уроках я использую карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. При составлении карточек нагрузка дозируется следующим образом:
1-й этап – выявляется максимальный показатель каждого упражнения в группах,
2-й этап – в одну неделю выполнения домашних заданий второй группе (средних) предполагается такая дозировка, которая соответствует половине максимального теста.
3-й этап – в течение каждой следующей недели дозировка во всех группах увеличивается на одно повторение
Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упражнений организую различными способами. Так, при проведении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений, выполняемых в движении и на месте, пользуюсь фронтальным способом, который предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно. При этом хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за остальными.
Поточный способ. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением вперед, с передачей предметов, с бросками и ловлей мяча, упражнения в равновесии. Этот способ используется в основном в 4 классе и в старших классах (в это время совершенствуются двигательные умения и навыки).
Посменный способ организации учащихся заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек (или по два) одновременно. В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются группами по два-три ученика. Если они овладели навыками выполнения, то количество учащихся в группе можно увеличить, если не овладели — уменьшить.
Этот способ можно представить и по-другому - делю учащихся на группы с учетом их возможностей. Например, три-четыре сильных ученика выполняют упражнение на гимнастической скамейке с обручами. После выполнения этого упражнения три-четыре более слабых ученика начинают упражнение с гимнастической палкой на полу, по начерченной линии.
Круговой способ предполагает выполнение упражнений учащимися друг за другом. Например, ученики 4 класса сначала выполняют опорный прыжок, затем упражнения в равновесии и переходят к ходьбе. После этого порядок выполнения предложенных упражнений повторяется.
В ходе выполнения упражнений я знакомлю учащихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращаю внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений, даю общий анализ выполнения упражнения и обращаю внимание на технические ошибки. В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.
В процессе организации учебной деятельности я использую как классические, так и инновационные формы работы. Очень увлекает ребят уроки – проекты, в то же время, я как учитель, имею возможность подобрать разные задания для каждой группы. В проектную деятельность вовлечены учащиеся 5-9-х классов, в ходе которой они используют различные информационные источники. Цель проектной деятельности заключается в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в разноречивом потоке информации, вовлечь их в проблемно-ориентированную исследовательскую познавательную деятельность и придать процессу обучения практическую направленность. Подготовка и защита проекта формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, корректно отстаивать свою точку зрения, формируют навыки публичных выступлений. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группах, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
По- моему мнению, необходимо отводить большую роль планированию подготовительной и заключительной части урока, так как начался урок и как был закончен, зависит успех урока. Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому их необходимо включать в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.
Доктор педагогических наук Ю.Г. Коджаспиров сказал: “Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через “Не хочу!”, стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению”.
При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. Во время урока оцениваю действия не только каждого ученика, но и всего класса, выбираю методы воздействия на ученика и группу, даю возможность детям оценить действия своих товарищей в классе.
При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и упорство, и настойчивость, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Временно освобождённые обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Данную работу также оцениваю.
Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они должны помогать слабым, предлагаю им шефство над более слабым товарищем.
Мониторинг состояния здоровья, физического развития и подготовленности дает основание для прогнозирования возможных изменений, делая процесс физического воспитания более предсказуемым, что существенно облегчает дифференцированный подход в обучении. Данные физического развития и динамика их изменения позволяют удачно планировать деятельность, дают информацию об адаптационных процессах, позволяют корригирующим воздействиям приобретать функции управления. Мониторинг физических способностей позволяет привить ученикам навыки самостоятельной работы и самоконтроля, пробуждает интерес к ходу и результатам процесса обучения. Успех во многом зависит от этапов работы:
1 этап – разработка технологии тестирования на основе программ;
2 этап – создание банка данных;
3 этап – создание мониторинга физической подготовленности в системе непрерывного образования;
4 этап – разработка рекомендаций по совершенствованию физического развития;
5 этап – создание многоуровневых программ по результатам исследований;
6 этап – организация физического воспитания с внесенными изменениями.
Работа во внеурочное время занимает важное место в системе дифференцированного подхода к учащимся. Именно после основных уроков детей можно объединить в группы соответствующие их возможностям и заниматься с каждой группой отдельно. Кроме того, во время таких дополнительных занятий психологический климат внутри группы гораздо комфортней. Учитывая, что на дополнительные занятия дети приходят добровольно, а не по обязанности и имеют свободу выбора группы (секции, кружка), результативность таких занятий гораздо выше.
Основной акцент на работе во внеурочное время делается на создании трех направлений:
· работа с физически сильными (одаренными) детьми
· работа с физически слабыми детьми
· работа с детьми отнесенными по состоянию здоровья к СМГ.
Заключение.
В наше время технизации человеческого труда, потери истиной связи с природой, разрушении системности физического воспитания, возникновения многих иных факторов возникла острая необходимость пересмотра, или усовершенствования физического воспитания в учебных заведениях, возвращения много необоснованно забытого. А ведь всем известно: если живой организм не получает хотя бы околопороговых нагрузок, он не развивается, не совершенствуется. С введением в практику дифференцированного подхода в обучении физической культуры при соответствующей технической спортивной базе ученик может получить необходимую нагрузку, может совершенствоваться.
Применение мною методов дифференцированного подхода на уроках физической культуры привело к следующим результатам:
– прививается устойчивый интерес у учащихся к занятиям физической культурой
– совершенствуются двигательные умения и навыки.
– увеличивается число участников, призёров и победителей соревнований на муниципальном уровне.
Список литературы:
1. Атропова М.В., Мойке Г.Г., Кузова Л.И., Бородина Г.В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогиеа, 1996 № 5 с 19 – 24
2. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференцированного обучения в средней школе. – М., 1990 г.
3. Бабинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1981
4. Вяткин, Б.А. Обучая, помните о типе нервной деятельности [Текст] // Физическая культура в школе. – 1965. – № 1.
5. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: 2001
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1995. 193 с.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
8. Шадриков В. Д., Кузнецова М. Д., Зиновьева Н. А. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под общ. ред.: В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2011.
- Cмелов Руслан Александрович's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев