SMI.KAZANOBR.RU

Эссе "Учитель в моей жизни"

21846301-kak-napisat-sochinenie-esse

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

Эти строки поэтессы Вероники Тушновой, конечно, навеяны воспоминаниями о ее детстве, школе, любимых учителях. Но как напоминают они те чувства, которые переполняли и меня – 14-летнюю девчонку, со страхом покидающую стены ставшей уже родной школы и отправляющуюся в далекий путь по великому мастерству педагогики. Еще в детстве я усаживала в ряд всех своих кукол, медведей и начинала вести урок. А в школе, уже будучи молодым учителем, боялась сделать что-то не так, не суметь ответить на вопрос уже настоящих маленьких «куколок» и «медвежат». В такие моменты я всегда вспоминала своих школьных учителей и задавалась вопросом: «А как бы они поступили на моем месте? А что бы ответили они?»
Помню как-то раз моя любимейшая учительница русского языка и литературы Роза Гарифовна спросила с иронией нас, учеников 9 класса: "Ну и кто же кумиры современной молодежи? На кого вы хотите быть похожими?" Мои одноклассники стали бойко выкрикивать имена знаменитых рок-музыкантов, политиков, ученых. Когда же очередь дошла до меня, то я с волнением, опасаясь насмешек ребят, начала перечислять имена популярных в 90-е годы русских и зарубежных писателей: Дж.Толкина, В.Шукшина , А.Астафьева. Насмешек не было, более того Роза Гарифовна начала рассказывать биографии известных прозаиков. Все слушали, открыв рот. Большинство историй, конечно, было мне знакомо, но каково же было мое удивление, что многие из них так или иначе были связаны с педагогикой. Прибежав после школы в библиотеку и раскопав то, что можно было раскопать в наше время с большим трудом, я все больше удивлялась тому, что и и Джанни Родари, и Василий Шукшин, и многие другие писатели работали простыми школьными учителями! А я-то думала, что великих никак не прельщают ни рутинная проверка тетрадей, ни постоянное повторение, ни бесконечные переводы! Ну вот как-то так (любимое выражение моих учеников!) через любовь к книгам я и пришла к пониманию важности и интересности профессии педагога.
С тех пор прошли годы. И теперь я понимаю, что неспроста моя жизнь оказалась связанной со школой. Захотелось быть похожей не только на своих прекрасных учителей, но и на образы, созданные русской литературой. Строгий и язвительный математик Харлампий Диогенович из рассказа Ф.Искандера, трогательная молодая учительница французского языка В.Распутина научили меня любить своих учеников не меньше предмета, который я преподаю. Научили быть принципиальной и в то же время помнить, что каждый день я встречаюсь с детьми, которые нуждаются в моей помощи, сочувствии, понимании не меньше, чем в знании английского. Научили уважать учеников, которые делятся самым сокровенным и ждут от меня понимания и совета, которые своей непосредственностью и добротой могут развеять тучи моего плохого настроения и самочувствия.
Три года назад мои тогда еще десятиклассники, попросили меня сходить вместе в кино на фильм А.Велединского "Географ глобус пропил". Я, выросшая на "Большой перемене", если честно, даже растерялась. Ну, думаю, и так возраст непростой, а тут еще насмотрятся... Подумала-подумала, но пошла, уступила напору. В кинотеатре ребята смеялись, искоса посматривали на меня, а домой шли хмурные: тяжелый, безысходный финал фильма не давал покоя ни мне, ни им! И обсуждать между собой не обсуждали, и вопросов провокационных мне не задавали. Так и разошлись по домам. А вот то, что на следующий день Катя сказала, я, пожалуй, никогда не забуду: "А ведь географ-то - случайный в профессии человек. Не по призванию ведь, по необходимости в школу попал". Вот какие они - наши дети! Мы-то все боимся, что не так поймут, не так подумают. А они порой лучше нас, взрослых, самую суть увидят. Меняется время, меняются эпохи, а желание найти в учителе сильного, надежного наставника остается прежним.
Мои учителя (реальные и вымышленные) соответствовали или старались соответствовать требованиям, которые им предъявляло время, оставаясь при этом людьми нравственными, творческими, с неординарным мышлением, способными принимать быстрые решения и не пугающимися трудностей. Таким педагогом стараюсь быть и я. Возможно, не наставником, скорее другом, помощником, союзником.
И вот уже мне есть чем гордиться, как и моим учителям. Конечно же, своими учениками! Вместе с коллегами в прошлом году я отправила в большую жизнь 7 прекрасных юношей и 10 очаровательных девушек! Среди моих детей есть будущие экономисты и менеджеры, продавцы и учителя, фотографы и юристы. И я испытываю чувство гордости от того, что я нужна детям, людям, своей стране.
Л.Н. Толстой говорил, что "если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель". Я понимаю, что таким педагогам быть трудно. Но пока в детских глазах горит огонек счастья, а каждый день становится для них открытием чего-то нового, интересного - значит есть глубокий смысл в том, что я делаю. Тот самый, который я когда-то нашла и в своих учителях.

Прикрепленный файлРазмер
(1).doc35 кб

Комментарии

Великолепное эссе! Спасибо за размышления о том, что так близко и понятно каждому рожденному в СССР! Ведь Вы, Валерия Эдуардона, словно угадали и наши мысли о педагогике, науке, искусстве!!! Наши дети - в надежных руках!

Елена Захарова