
Из опыта работы
"Здоровье еще не все,
но все без здоровья - ничто".
Сократ
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье
нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и
подростков является одним из важнейших показателей, определяющих
потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также
одной из характеристик национальной безопасности» говорится в
«Концепции модернизации российского образования на период до 2020
года».
Исходя из поставленной государством и обществом задачи, современная
педагогика призвана найти такие пути построения образовательного
процесса, которые имеют в своей основе главное – сбережение здоровья
ребенка.
Именно поэтому современная педагогика невозможна без опоры на
валеологию (от латинского «вале» – будь здоров) -«Метанауки»- о здоровье,
целью которой является сохранение и укрепление индивидуального здоровья
через приобщение к здоровому образу жизни.
Сейчас валеология развивается наиболее динамично, что обусловлено
следующими обстоятельствами:
1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с
возможностью наиболее быстрой отдачи;
2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических
программ в образовательном процессе.
Актуальность темы здоровьесбережения определяется социальным заказом
государства и современного общества, пониманием того, что Здоровье –
необходимое условие для гармоничного развития личности. И если
недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье
восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте –
зачастую невозможно.
Тема моей работы: «Валеологизация образовательного процесса через
использование ЗОТ»
Практическая значимость темы заключается в реализации новых
требований ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших
результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве
приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Цель моей работы:
1) формирование личности школьника, которая характеризуется
стремлением к заботе о своем здоровье и ценностным отношением к
нему, умением вести здоровый образ жизни
Задачи:
1) Формирование у детей культуры ЗОЖ
2) Организация воспитательно-образовательного процесса на основе ЗОТ.
Реализация:
Наука о здоровье и системе воспитания здорового образа жизни
складывалась столетиями. Она связана с именами таких выдающихся
педагогов, как: Я. А. Коменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С.
Макаренко, Н.М. Амосова.
Впервые принцип «природосообразности» в педагогике применил Я. А.
Коменский. Суть принципа природосообразности: человек — дитя природы,
и поэтому все педагогические средства по его обучению и воспитанию
должны вытекать из его природы и не вредить его здоровью.
Принцип природосообразности созвучен принципу здоровьесбережения, о
важности которого как залога успешности в обучении, говорили лучшие
представители отечественной педагогики.
Так, В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье ребёнка – это не просто
комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к
режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества».
В конце 20 века принцип здоровьесбережения сформировался в
педагогическую технологию - ЗОТ. Родоначальником понятия ЗОТ стал Н.К.
Смирнов, который дал ему следующее определение: "Это совокупность
форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья
ребенка и педагога".
Требования, предъявляемые к педагогической технологии с позиций ЗОТ:
Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у
ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность
требований, предъявляемых к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении
физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с
психологическими, культурными, возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Устанавливают межпредметные связи, осознаваемые обучающимися,
осуществляют связь с ранее полученными знаниями и умениями.
Активизируют развитие всех сфер личности учащихся.
Обеспечивают логичность и эмоциональность всех этапов учебно-
воспитательной деятельности.
Практика :
В своей работе я использую личностно-ориентированные технологии,
способствующие формированию ключевых компетенций учащихся, через
системно-деятельностный подход
Это такие технологии как: технология автодидактики, технология
проблемного обучения, проектно-исследовательские технологии и другие.
Кроме того я стараюсь использовать технологии, возникающие на стыке
разных наук : педагогики, психологии, физиологии. Например,
психофизиологические технологии.
Эта работа начинается с первого урока. Нужно правильно рассадить ребят за
парты. Я стараюсь сделать рассадку согласно
психофизиологическим особенностям учеников, а именно функциональной
асимметрии мозга. Разделить ребят на лево и право полушарных можно с
помощью специальных тестов.(приложение 1)
Такая рассадка дает возможность учителю подбирать «правильные» задания
для учащихся. Так правополушарные лучше работают в одиночку, им нужны
задания в виде символов, на анализ ситуации.
При опросе для них лучше выбирать задания с «развернутым ответом», а не
тестовые.
Для правополушарных детей рабочая часть доски левая, и если они сидят в
ряду у «окна», то просто не воспринимают то, что написано на доске.
Во время урока обязательно выделяю время на релаксацию.
Например, прием «цветовой » релаксации.(приложение 2)
Методы, способствующие реализации ЗОТ - это, прежде всего, активные
методы обучения, способствующие активизации инициативы и
творческого самовыражения учащихся.
Это такие методы, как: кейс – метод, метод проблемного обучения, проектно-
исследовательский, метод эксперимента и другие.
Мне хотелось бы остановиться на методе эксперимента, так как он является
классическим методом биологии, часто невосполнимыми на других уроках.
Кроме того, биология наука о жизни, а эксперимент нацелен на решение
именно жизненных ситуаций.
Например, при формировании осознанного выбора ЗОЖ и неприятия
вредных привычек полезно использовать опыты, наглядно
демонстрирующие вредное влияние алкоголя и никотина на организм
(приложение 3)
Другим примером формирования у школьников ценностного отношения к
здоровью является развитие у учащих навыков самоконтроля за состоянием
своего здоровья путем простейших способов наблюдения и измерения своих
антропометрических данных и мониторинг состояния здоровья в дневнике
здоровья школьника (приложение 4)
Еще одним практическим выражением моей работы является участие в
создании социальных проектов учащимися.
Например, работа над проектом «Фитодизайн как элемент создания
здоровьесберегающей среды школы» ведется в течение нескольких лет.
1 этап: Начало проекту положила исследовательская работа «Фитонцидные
свойства комнатных растений». Практический выход-озеленение школьных
классов- проходит согласно рекомендациям данным в проекте.
2 этап: Проектная работа « Фитодизайн в оформлении школьных классов».
Практический выход - создание и воплощение на практике дизайн-проекта
кабинета биологии.
3 этап: Проектная работа «Фитодизайн как элемент здоровьесберегающей
среды школы» Практический выход-создание фитодизайна пришкольной
территории (проект находится в стадии разработки) (приложение5)
Правильность выбранного направления в работе показывают результаты
учеников при сдаче экзаменов, прохождении тестирования и качество
обучения по предмету.(приложение 6)
А также данные мониторинга состояния здоровья учащихся, который
проводится совместно с коллегами ( психологами, учителями физкультуры и
ОБЖ, медицинскими работниками).(приложение 7)
Работа по валеологизации ведется всем педагогическим коллективом школы.
Эта работа получила достойную оценку в Республике. Школа № 165 является
«Школой серебряного уровня здоровьесбережения».
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
(1).pptx | 1.67 Мб |
- Краснова Инна Валерьевна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев