SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта моей педагогической деятельности!

 ФОТО После премьеры спектакля! Сертификат о внесении программы в городской реестр инновационных программ Приказ

Я работаю педагогом дополнительного образования 22 года. За это время я взрослела и развивалась вместе со своими учениками. Также как они проходила этапы самоопределения, пыталась выстроить свою индивидуальную стратегию.
Рассматриваю самоопределение педагога как жизненную стратегию, индивидуальный выбор, невозможность переложить ответственность на общество, на обстоятельства, на другого человека. Считаю, что это – механизм конструктивного поведения в актуальной ситуации, когда осуществляется выбор идей, выбираются средства воплощения в жизнь способами, максимально соответствующими ценностным ориентациям личностно-ориентированного образования, которое:
- ориентирует на ребенка как главную ценность и цель образования;
- поддерживает и развивает субъектные свойства и индивидуальность ребенка;
- порождает у обучающихся личностные смыслы учения и жизни, вводит в мир культуры;
- пробуждает творческий потенциал личности;
- стимулирует обучающегося к самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном, неопределенном социуме.
Я как педагог постоянно стремлюсь:
- к достижению педагогического профессионализма (общекультурного, психолого-педагогического, предметно-технологического);
- к поиску инноваций в педагогической практике;
- к инновационному проектированию, целеполаганию на основе авторской модели образования, внесению авторских элементов в содержание, методы и формы педагогической деятельности.
Мною разработана и успешно реализуется авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художник и театр», разработано методическое пособие «Методика формирования представлений о содержании и значении древних образов и символов в декоративно-прикладном искусстве народов Поволжья у обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей».
В пояснительной записке программы обозначена проблема модернизации художественно-эстетического образования школьников, которая остаётся одной из актуальных в современном обществе. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени, отводимом на изучение искусства в школе, важнейшей задачей

становится повышение эффективности художественного образования в сфере дополнительного образования.
Программа «Художник и театр» решает актуальную задачу приобщения к народному искусству, что служит одним из эффективных средств развития художественно-творческих способностей детей, духовного обогащения личности, пробуждения любви к Родине, познания истоков ее национальной культуры посредством освоения обучающимися основ декоративно-прикладного, изобразительного и театрального искусства как части мировой культуры в едином комплексе.
Программа включает изучение декоративно-прикладного и изобразительного искусства народов Поволжья, знакомство с художественной культурой разных эпох и разных народов, первоначальными основами сценографии и театрального искусства, знакомство с историей театра.
При разработке программы я поставила перед собой следующие задачи:
- формировать интерес обучающихся к мировым и национальным духовным ценностям, приобщать их к изучению произведений изобразительного и театрального искусства, народных традиций, народных художественных промыслов;
- развивать образное, пространственное и ассоциативное мышление, творческое воображение и фантазию, художественный вкус;
- формировать умения и навыки работы с различными художественными материалами и инструментами, с реквизитом, декорацией и театральной куклой; навыки коллективной творческой деятельности, сценической культуры поведения и речи;
- воспитывать гражданскую, толерантную, активную, целеустремлённую, ответственную, самостоятельную личность обучающихся; стимулировать и развивать потенциал личности через включение обучающихся в систему коммуникаций в процессе обучения, практической деятельности и взаимодействия.
Успешное решение поставленных в программе задач возможно в создаваемой педагогом личностно-ориентированной, творческой среде, которая характеризуется:
- природосообразностью: способностью сохранять и воспроизводить мир детства: беречь психическое и физическое здоровье детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие и развитие;
- культуросообразностью: способностью ввести ребенка в культуру, предоставлением ему содержания обучения и воспитания, приближающееся к универсуму культуры;
- открытостью: способностью быть открытой социуму, осуществлением сотрудничества с семьей, общественностью, включением детей в решение общественно-значимых и личных жизненных проблем, формированием опыта гражданского поведения;
- жизнетворчеством: способностью обеспечить ребенку позицию субъекта, обустраивающего собственную жизнь, создающего произведения культуры, творящего коллективные и межличностные отношения, историю своего личностного образа;
- педагогической защитой и поддержкой: способностью осуществлять социально-педагогическую защиту и психолого-педагогическую поддержку детей в решении их жизненных проблем и индивидуальном саморазвитии, обеспечивать их личностную неприкосновенность и безопасность;
- педагогической культурой педагога, неотъемлемыми свойствами которой являются человечность, интеллигентность, толерантность, понимание, способность к взаимодействию (Е.В. Бондаревская).
При решении поставленных в программе задач я придерживаюсь следующих педагогических принципов: воспитывающего обучения; сознательности и активности обучающихся; наглядности, систематичности, доступности обучения; обучения с учётом индивидуальных, половозрастных особенностей и природных способностей каждого ребёнка; достижения прочности, мобильности полученных знаний, умений, навыков и прогрессирования обучения; максимальности и постепенности повышения требований; непрерывности и цикличности творческого процесса; направленности к высшим достижениям; моделирования (широкое использование различных вариантов композиций).
В процессе организации образовательного процесса я использую необходимые воспитательные средства: личный пример и педагогическое мастерство; воспитывающее содержание обучения; высокий уровень организации занятий в объединении; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; благоприятный психологический климат в объединении; дружный, сплочённый коллектив объединения; наставничество «продвинутых» обучающихся над неопытными (парная, звеньевая работа); система морального стимулирования; индивидуально-личностный подход к обучающимся и др.
Методическая деятельность педагога, обозначенная в программе, направлена на реализацию методической темы: «Создание условий для развития личности, раскрытия творческого потенциала детей, их социализации» по следующим направлениям:
1. Совершенствование образовательного процесса, использование современных личностно-ориентированных технологий обучения: технологии личностного подхода к обучению, развитию и воспитанию; коллективного взаимообучения; адаптивной системы обучения; игрового обучения, интерактивного обучения и др.
2. Разработка методического сопровождения программы:
- совершенствование творческой лаборатории, изготовление выкроек, шаблонов, образцов, наглядных пособий, разработка методических пособий: «Русский костюм», «Полхов-майданская игрушка», «Татарская кожаная обувь - ичиги», «Театральная кукла. Перчаточная кукла», «Театральный костюм», «Решение сценического пространства в кукольном спектакле»;
- разработка и применение диагностического инструментария творческого развития детей (адаптированные методики, анкеты, опросники, тесты, карточки, лото);
3. Проведение мониторинга личностного развития, удовлетворенности обучающихся и родителей обучением с использованием различных методов социально-педагогической диагностики.
4. Совершенствование профессионального мастерства и трансляция педагогического опыта:
- разработка и проведение открытых занятий, проведение практических занятий, мероприятий для педагогов дополнительного образования, педагогов детских оздоровительных лагерей, воспитателей групп продленного дня, студентов Казанского университета культуры и искусств по таким темам, как «Знаете ли вы русские народные промыслы?», «Сувенирная сумочка с татарским орнаментом», «Журавлик в технике оригами», «Татарская кожаная обувь-ичиги», «Прямое плетение из бумаги»;
- выступления из опыта работы на семинарах, научно-практических конференциях городского, республиканского, российского уровней по темам «Художественно-развивающий подход в реализации личностно-ориентированных ситуаций на занятиях по декоративно-прикладному творчеству в объединении «Художник и театр», «Личностно-ориентированные ситуации как механизм формирования профессиональных компетенций младших школьников в объединении «Художник и театр»;
- разработка методических рекомендаций «Методика формирования представлений о содержании и значении древних образов и символов в декоративно-прикладном искусстве народов Поволжья у обучающихся в учреждений дополнительного образования детей» (см. приложение);
- результативное участие в конкурсах авторских программ и методических разработок:
* Диплом I степени в VI Всероссийском конкурсе проектов и программ в области духовно-нравственного воспитания и развития детей и подростков;
* Диплом III степени общероссийского конкурса методических разработок и внеклассных мероприятий для педагогов и обучающихся «Внеурочная деятельность»;
* Диплом за II место в Республиканском конкурсе инновационных дополнительных общеобразовательных программ и проектов, обеспечивающих интеграцию общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся «Инновация»;
* победитель в Республиканском конкурсе грантов «Лучший педагог дополнительного образования» по поддержке педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- участие в экспериментальной работе по проведению психолого-педагогических исследований среди педагогов и родителей обучающихся по темам «Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях реализации Воспитательной системы ЦВР» и «Удовлетворенность детей, родителей и педагогов жизнедеятельностью Центра» в соответствии с Договором о совместной деятельности ЧОУ ВПО «Академия социального образования» и МБУДО «Центр внешкольной работы» Московского района.
- разработка конспектов открытых занятий: «Народные праздники. Сабантуй», «Экскурсия по русской избе» и др.
Главными показателями эффективности моей педагогической деятельности являются:
1) результативность обучения, которая характеризуется следующими индикаторами качеств (сохранность контингента обучающихся – 100%; выполнение образовательной программы – 100%; положительная динамика в результатах итоговой аттестации обучающихся (в среднем 68% - высокий уровень, 29% - средний, 3% - низкий уровень);
2) результаты образовательной деятельности, проявляющиеся в высоких достижениях обучающихся на конкурсах, выставках, фестивалях. Так за последние 4 года мои обучающиеся удостоены призовых мест международного уровня – 11, российского – 7, республиканского – 3, городского – 9, районного – 7 на следующих конкурсах: городских - «Как прекрасен этот мир!», «Зеркало природы» и др., республиканских - «Созвездие-Йолдызлык», «Золотая маска», «Земля моя – Татарстан», «Дети рисуют страну» и др., Всероссийских - «Волшебство театра», «Зелёная карета» и др., Международных - «Пражский звездопад», «Зеленая планета», «Весенние выкрутасы» и др.
3) личностный рост, развитие отношений и самооценки, положительная «Я – концепция».
На основании проведённой в ЦВР психодиагностики, мониторинга развития отношений и самооценки по адаптированной методике Дембо-Рубинштейн, «Определение самооценки» (В.Г. Щур), а также «Как я веду себя» и «Неоконченное предложение» можно сделать вывод о высокой самооценке обучающихся в объединении «Художник и театр», являющейся главным показателем личностного роста и результатом образовательной деятельности.
Диагностика личностного развития обучающихся проводилась также с использованием метода педагогического наблюдения, исследовались уровни
развития мотивации к занятиям, познавательной активности, развития эмоциональной сферы детей, коммуникативности, творческого потенциала. Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о положительной динамике используемых параметров.
4) удовлетворенность обучающихся и их родителей образовательной подготовкой и личностным ростом воспитанников. По данным проведённого анкетирования 96% детей с огромным удовольствием занимаются в объединении «Художник и театр», 99% родителей довольны результатом и процессом обучения.
По мнению родителей, обучение в объединении «Художник и театр» способствовало развитию интересов и склонностей ребенка (70%), развитию творческих способностей (69%), развитию уверенности в себе (61%), развитию коммуникативных навыков (40%), подготовке к жизни (35%), познанию, пониманию окружающей действительности (25%), подготовке к получению будущей профессии (45%).
Таким образом можно утверждать, что освоение авторской программы «Художник и театр», образовательная деятельность и психолого-педагогическая поддержка педагога, позволяют развить творческий потенциал обучающихся, способствуют их личностному росту и социализации.
Эффективность педагогической деятельности подтверждается оценкой со стороны учредителей педагогического сообщества, различными наградами педагога: имею ведомственные награды (Почетную грамоту Министерства культуры Республики Татарстан, 2009 год и Почетную грамоту Управления образования Исполнительного комитета г. Казани, 2013 год); 5 благодарственных писем и дипломов оргкомитетов детских конкурсных мероприятий (фестивалей, конкурсов, выставок и др.) международного, всероссийского и муниципального уровней; свидетельства успешности педагога – 12 дипломов и грамот, завоёванных в методических, профессиональных и творческих конкурсах международного, всероссийского, республиканского и муниципального уровней.
Сама я оцениваю свою педагогическую деятельность, исходя из понимания её как сочетание пяти искусств: искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора и искусства быть самим собой (С.Л. Братченко).

Прикрепленный файлРазмер
разработка.docx3.46 Мб
2-сокращённый вариант.doc32 кб