SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Образовательный проект «Звуки живописи»

 музыканта

http://nsportal.ru/video/2016/01/obrazovatelnyy-proekt-zvuki-zhivopisi-2

Цель проекта - электромузыкальное прочтение живописи
Задачи - изучение основ аранжировки через погружение в живопись;
поиск методов воплощения технических приёмов живописи в аранжировке;
изучение средств выразительности музыкальной компьютерной программы.
Этапы работы:
изучение живописного полотна, определение и изучение стилевого направления;
знакомство с методами воплощения идеи в живописи;
создание плана аранжировки, исследование ресурсов (тембры, эффекты, настройки) компьютерной программы;
реализация плана аранжировки, редактирование.
Метод перенесения приёмов живописи в процесс создания аранжировки заключается в подробном изучении
приёмов живописи различных направлений с последующим применением этих методов в аранжировке. Учащийся
знакомится с явлением изобразительного искусства, изучает живописные полотна различных направлений,
способы заполнения художественного полотна. Затем вместе с педагогом ищет средства музыкальной выразительности,
сходные по фактуре, образному содержанию, техническому решению. Этот метод эффективен с различных точек зрения:
учащийся получает наглядное представление о различных способах заполнения музыкальной фактуры;
учащийся знакомится с художественными явлениями, связывавшими в определённые исторические периоды и музыкантов,
и художников, и литераторов и пр.;
рассмотрение в единстве музыкального и изобразительного искусства придаёт цельность фактуре, форме музыкального
произведения, художественную обоснованность музыкального образа.
«Сестрой живописи» назвал музыку великий Леонардо да Винчи. Идеи органичного слияния искусств витают давно и
остаются популярными сегодня. Для электромузыкального творчества визуализация также актуальна и естественна.
Визуальные образы возникают в процессе сочинения и аранжировки. С одной стороны при работе за клавишным синтезатором
звучание синтетических тембров, их обработка, наложение… всё это активно будит виртуальные зрительные образы.
С другой стороны при работе за компьютером сам процесс создания музыки уже завязан на зримости звучания –
ноты в виде midi-событий, уровень громкости сигнала, панорама голоса, движущийся курсор и т.п.
Погружение в живопись помогает ясно «увидеть» задачу музыкального воплощения, наполняет ученика позитивной
энергией творчества и, конечно, вдохновляет на поиск.
Метод перенесения приёмов живописи на процесс аранжировки состоит из нескольких этапов:
изучение живописного полотна, определение и изучение стилевого направления;
знакомство с методами воплощения идеи в живописи;
создание плана аранжировки, исследование ресурсов (тембры, эффекты, настройки) компьютерной программы или синтезатора;
реализация плана аранжировки, редактирование, мастеринг.
В качестве примера применения метода можно предложить изучение наиболее ярких и интересных стилевых направлений.

Импрессионизм. Художественный смысл данного стилевого направления – впечатление, случайность, размытость, изображение мира в его изменчивости и подвижности, фиксация мимолетных впечатлений.
Технические приёмы импрессионистической живописи - размытые контуры, цветные тени и рефлексы, сложные тона раскладываются на чистые отдельные, рядом положенные мазки, в расчете на оптическое смешение их в глазу зрителя.
Импрессионизм в аранжировке – внимание на pad’ы, звуковые пятна, расплывчатая фактура, усиление голосов второго плана за счёт ярких тембров, плавное переплетение тембров, разделов формы. Музыкальными творческими заданиями на освоение аранжировки в стиле импрессионизма могут стать любые фортепианные пьесы, от учебных этюдов до произведений К.Дебюсси, М.Равеля или собственных сочинений. В качестве примеров наиболее характерных полотен можно предложить картины К.Моне, П.Сезанна, О.Ренуара и др.

http://nsportal.ru/video/2016/01/obrazovatelnyy-proekt-zvuki-zhivopisi-1

Кубизм. Художественный смысл стиля – первичность мысли, познания сути, объективность субъективности во всей ее простоте. Познание предмета без привлечения эмоциональной составляющей. Изобразительные средства кубизма – предметность, разложение формы на элементарные составляющие (куб, шар, конус и т.п.). Отсутствие цветовой палитры, только коричневый, черный и серый тона. Предмет изображался не целиком, а частями и не с одной, а сразу с нескольких точек зрения.
Аранжировка в стиле кубизма должна обладать чёткой формой, ясно различаемыми элементами фактуры. Особенно близкой кубизму представляется работа с рельефными, характерными loop’ами в компьютерной программе. На основе сочетания музыкальных кубиков – сэмплов – можно создать яркую музыкальную композицию в стиле кубизма. Сэмплы могут быть как готовыми, т.е. вписанными в программу или память клавишного синтезатора, так и, для более продвинутых аранжировщиков, создаваться самостоятельно. Можно также взять за основу музыку Э.Вареза, идеи которого близки кубизму, Дж.Кейджа, А.Шёнберга, ровесников кубизма в живописи. Для изучения живописи кубизма прекрасно подходят характерные полотна П.Пикассо – «Аккордеонист», «Девушка с мандолиной», «Три музыканта» и др.

http://nsportal.ru/video/2016/01/obrazovatelnyy-proekt-zvuki-zhivopisi-0

Минимализм. Художественный смысл минимализма – простота, минимум вмешательства художника в окружающую среду. "Меньше - значит больше" – таков девиз минималистов. Техническими приёмами художников-минималистов являются минимальная трансформация используемых в процессе творчества материалов, простота и единообразие форм, монохромность.
Музыкальный минимализм довольно актуален и в наши дни. Существует множество произведений, которые можно использовать как материал для аранжировки (авторы – А.Пярт, М.Найман, Ф.Гласс и др.). Занимаясь аранжировкой в стиле минимализма необходимо заострить внимание на чистых тембрах, прозрачности, чёткости фактуры, простоте формы.

http://nsportal.ru/video/2016/01/obrazovatelnyy-proekt-zvuki-zhivopisi

Ташизм (от франц. tache — пятно). Художественный смысл – беспредметное, алогичное искусство, живопись, рождённая эмоцией без предварительного обдумывания. Технические приёмы – живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Пятна наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. Ташизм в аранжировке – импровизирование электронными тембрами, как акция; атональность, кластеры, хаотичность.

http://nsportal.ru/video/2016/01/obrazovatelnyy-proekt-zvuki-zhivopisi-3

Супрематизм.Художественный смысл – живопись ради живописи, а не ради объекта, его изучения или отображения.«Первый шаг чистого творчества в искусстве». Технические приёмы – абстрактность, игра красок, сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, иногда объединённых в более сложные фигуры.Супрематизм в аранжировке – отказ от мелодии в пользу фактуры, сочетание созвучий, эксперименты с наложением и обработкой тембров, чистый синтез звука.

http://nsportal.ru/video/2016/01/obrazovatelnyy-proekt-zvuki-zhivopisi-2

Кроме обозначенных стилевых направлений, большой интерес представляют такие направления живописи как наив, фэнтези, граффити и многие другие. Метод перенесения технических приемов живописи на процесс аранжировки может быть применён в образовательных курсах для детей старшего школьного возраста, студентов музыкальных колледжей, училищ. Этот метод, благодаря заложенной в нём высокой эстетической направленности, возвышает процесс обучения основам аранжировки до академического уровня.