SMI.KAZANOBR.RU

Конспект НОД "Сегодня у Гульчачак День рождения"

100_0158

Тема: «Сегодня у Гульчачак день рождения»
Цель: Совершенствование татарской диалогической речи
Обучающие задачи: Активизировать словарь детей словом «әтәч» петух. Продолжать учить вести диалог со сверстниками. Учить слушать партнера по диалогу. Отвечать на поставленный вопрос, используя знания татарского языка, полученные ранее на занятиях.
Развивающие задачи: Отрабатывать интонационную выразительность речи. Коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи: Воспитывать отзывчивость, дружелюбие, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Демонстрационный и раздаточный материал: проектор, экран, видеозаписи, игрушки, теремок, касса для магазина.

Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Исәнмесез, балалар. На электронную почту нашего детского сада пришло видео письмо. Может быть посмотрим?
Дети: Давайте посмотрим. (видео письмо на экране)
Катя: Исәнмесез, балалар. Мин – Гөлчәчәк. Миңа җиде яшь. Бүген минем туган көнем. Ләкин миңа берәү дә кунакка килми.
Воспитатель: Ребята, о чем же это письмо. Что говорит Гульчачак? Почему она грусная?
Дети: Она грустная, потому что к ней в гости никто не придет. А сегодня у неё день рождения.
Воспитатель: Очень жалко её. Мне бы хотелось подарить ей что – нибудь на день рождения.
Ребенок: Я тоже хочу что – нибудь подарить. А вы?
Дети: Мы тоже.
2.Основная часть
Воспитатель: Где же нам взять подарки?
Дети: В магазине. Аеще можно купить в интернет магазине.
Воспитатель: Вы правы, я предлагаю вам посетить интернет магазин. (видео на экране) Чего только в магазине нет. Скажите, пожалуйста, какие игрушки вы видели в магазине?
Дети: Машина, курчак.
Воспитатель: Нинди машина? Нинди курчак?
Дети: Машина матур, курчак матур.
Воспитатель: А вы хотели бы, чтобы этот магазин переместился к нам в группу?
Дети: Да, хотели бы.
Воспитатель: Сейчас возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем наши волшебные слова. “Бер, ике, өч – бездә дуслык, бездә көч”
Воспитатель: Вот, мы какие волшебники. Менә, магазин. Здесь кого- то не хватает.
Дети: Продавца. (выбираем продавца и играем сюжетно – ролевую игру: «Магазин»)
- Исәнме, Саша.
- Исәнме, Егор.
- Хәлләр ничек?
- Әйбәт. Хәлләр ничек?
-Әйбәт. Нәрсә кирәк?
-Ак куян (матур аю, әйбәт төлке, кечкенә эт,песи,зур шар, керпе, бүре,тычкан) (
-Мә, куян.
-Рәхмәт. Ничә сум?
-Биш (бер, ике, өч, дүрт, алты, җиде, сигез, тугыз, ун)
- Бер,ике, өч, дүрт, биш.
- Сау бул, Саша.
- Сау бул, Егор.
(Так покупает каждый ребёнок, вконце воспитатель покупает петуха)
Воспитатель: Ребята, я купила петуха. А вы знаете, как будет петух по- татарски?
Дети: Мы не знаем.
Воспитатель: А вы хотите узнать?
Дети: Да. А как будет петух по татарски?
Воспитатель: Әтәч. Давайте вместе скажем это слово.
Дети: Әтәч.
Воспитатель: Әтәч хочет поздароваться с вашими игрушками. Исәнме, Куян.
Ребенок: Исәнме, Әтәч. Һ.б.
Воспитатель: А сейчас я вам открою один секрет, а вы знаете о том, что : “Руские петухи поют ку –ка –ре -ку, а татарские петухи ки-кри-күк”
Воспитатель: Вот такую интересную игрушку я купила для Гульчачак.
Воспитатель: Может уже пойдем поздравлять Гульчачак. (идем в гости)
Воспитатель и дети: Исәнме, Гульчачак.
Гульчачак: Исәнмесез, балалар.
Воспитатель и дети: Хәлләр ничек?
Гульчачак: Әйбәт түгел.
Воспитатель: Почему, Гульчачак, плохо у тебя дела? Әйбәт түгел.
Гульчачак: Сегодня у меня день рождения, но никто ко мне не пришел, не поздравил.
Воспитатель: Мы пришли тебя поздравить с днем рождения
Гульчачак: Правда? Я очень рада. Тогда проходите, садитесь.
Воспитатель: А давайте, мы Гульчачак покажем сказку с нашими игрушками. Какую сказку покажем?
Дети: Теремок
Воспитатель: А где же мы возьмем дикорацию?
Дети: Вот теремок.
Воспитатель: А куда мы её поставим?
Дети: На стол (приносят стол)
Дети показывают сказку
Дети: Терем – терем теремкәй. Зур түгел, кечкенә. Теремкәйгә тычкан килә.
Тычкан: Тук –тук – тук. Кем яши?
Дети: Юк, яшәми.
Тычкан:Мин яшим.
Дети: Терем – терем теремкәй. Зур түгел, кечкенә. Теремкәйгә Куян килә.
Куян: Тук, тук, тук.
Тычкан: Кем анда?
Куян: Мин куян.
Тычкан: Кил монда. Исәнме, куян. Утыр.
Куян: Рәхмәт.
Дети: Терем – терем теремкәй. Зур түгел, кечкенә. Теремкәйгә Төлке килә.
Төлке: Тук –тук –тук.
Куян: Кем анда?
Төлке: Мин төлке
Куян: Кил монда.
Төлке: Куян, син нишлисең?
Куян: Мин уйныйм.
Дети: Терем – терем теремкәй. Зур түгел, кечкенә. Теремкәйгә песи килә.
Песи: Тук, тук, тук.
Төлке: Кем анда?
Песи: Мин Песи.
Төлке: Песи, кил монда.
Песи: Төлке, син матур.
Төлке: Рәхмәт.
Дети: Терем – терем теремкәй. Зур түгел, кечкенә. Теремкәйгә эт килә.
Эт: Тук, тук, тук.
Песи: Кем анда?
Эт: Мин Эт.
Песи: Эт, кил монда. Мә, ипи, аша.
Эт: Рәхмәт, ипи тәмле. Мин ипи яратам.
Дети: Терем – терем теремкәй. Зур түгел, кечкенә. Теремкәйгә аю килә.
Аю: Тук, тук, тук.
Эт: Кем анда?
Аю: Мин, Аю.
Эт: Аю, кил монда.
Аю: Мин –Аю. Зур, матур. Мин әйбәт сикерәм.
Дети: Терем – терем теремкәй. Зур түгел, кечкенә. Теремкәйгә курчак килә.
Курчак: Тук, тук, тук.
Аю: Кем анда?
Курчак: Мин, курчак.
Аю: Курчак, кил монда, мә аш аша.
Курчак: Рәхмәт, аш тәмле.
Дети: Терем – терем теремкәй. Зур түгел, кечкенә. Теремкәйгә әтәч килә.
Әтәч: Тук,тук, тук.
Курчак: Кем анда?
Әтәч: Кикрикүк. Мин әтәч.
Курчак: Әтәч, мә ипи аша.
Әтәч: Рәхмәт, ипи тәмле.
3.Итог.
Гульчачак: Бик зур рәхмәт. Такая интересная сказка получилась.
Воспитатель: Гөлчәчәк, хәлләр ничек?
Гульчачак: Әйбәт, рәхмәт. Я так рада, у меня теперь столько много друзей. Воспитатель: Гульчачак, мы тебе дарим все эти игрушки.
Гульчачак: Рәхмәт,Минем тәмле торт бар. Әйдәгез чәй эчәбез. (все уходим пить чай, угощаем друг – друга на татарском языке)
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: поздравляли Гульчачак с днем рождения.
Воспитатель: Вам понравилось помогать Гульчачак.
Дети: Да. Нам было жалко её. Ведь она оказалась в трудной ситуации.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось делать?
Дети: Показать сказку, дарить подарки, покупать подарки и т.д.

Использованная литература:
1.Образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань-2012.
2.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей» З.М.Зарипова , Казань-2013.
3. Методическое пособие по обучению детей 5-6лет татарскому языку «Говорим по-татарски» З.М.Зарипова, Казань-2012