SMI.KAZANOBR.RU

Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре .

SDC13597

Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.
Ахметзянова Разина Гиниятулловна , воспитатель 1 квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад №222 комбинированного вида» г. Казани.
Игра имеет свои закономерности развития.
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро (к 5 - 6 месяцам) меняет свое содержание: обследование направлено на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентировочные действия-операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразителъной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственно предметной деятельности. В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребенок практически узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.
На рубеже первого и второго годов жизни ребенка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. До этого времени игра практически совпадала по своему действенному содержанию с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и предполагаемому результату действий. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий — наступает следующий этап развития игры: она становится сюжетно - отобразителъной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно - опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.
В сюжетно - отобразительной игре ребенка второго и третьего годов жизни как бы незримо присутствует тот, кто использует предмет по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Способность к ролевому поведению в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребенком назначения предмета, то есть благодаря практическому усвоению возможных действий с ним. Здесь уже не далеко и до принятия роли, и малыш с удовольствием делает это.

В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссерские игры. По своей сути, они сходны с сюжетно-ролевыми, так как с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой - несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления
детей над тем, что близко их интересам.
Режиссерская игра индивидуальна. Но режиссерская игра предполагает несколько участников, и все роли - и «доктора», и «пациента», к примеру, выполняет ребенок один. Таким образом, малыш является режиссером в этой игре.
Режиссерская игра активизирует воображение, учит придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу. Взрослый
в режиссерской игре - восхищающийся зритель, который может
задавать вопросы, удивляться, радоваться или печалиться. К трем
годам ребенок приобщается к образно-ролевой игре. Она
учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой... в помещении группы - «поплавать», «походить на лыжах» и т.д.
К трем годам формируются зачатки сюжетно-ролевой игры — основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметы-заместители. Играя, они разговаривают, дополняя игровые действия словом.
Постепенно дети становятся более самостоятельными и инициативными. Тут-то и появляются первые игровые замыслы: «Давай, поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Теперь игровые задачи решаются совместно всеми участниками (строят дом, играют в семью), то есть в подлинно коллективной игре.
В возрасте от 3 до 7 лет сюжетно-ролевая игра, развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления от жизни и формируются все стороны личности ребенка.
Замысел сюжетно-ролевых игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением дошкольников. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.
Задержка психического развития - проблема комплексного характера. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) очень слабо выражена игровая мотивация. Такие детки либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. При этом игровой замысел отсутствует. Т.е. ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. [3].
У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов - представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. [16,с.29].
Для развития детей с задержкой психического развития и нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.
Итак, конечная цель - научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу [19]:
- Дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу - сначала называть действия, их последовательность, затем просить отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.
- Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Обращать внимание на речь. Проговаривать все основные действия.
- Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предлагайте вопросный план, опорные слова (3-4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если…» . [16,с.22].
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. [18].
Игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие. [19].
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. [21,с. 51, 60] .
Таким образом, изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности. Последняя проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3. Контроль над организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.
Список литературы:
1. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М: Педагогика, 1984. - 256с
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.
3. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.
4. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990. - 182с.
5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. // Дефектология. 1975. №6. - С.8-17.
6. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. / Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982. - 325с.
7. О.В. Защиринская. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия, 2003.- 432с
8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 -64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
9. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. -М.: Институт практической психологии, 1996. - 224 с.
10. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. -- 68 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.
12. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М. 1994г.
13. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика “трудных” подростков/ Науч. - исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 168 с.
14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. - М., 1990г.
15. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста
16. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. - Вопросы психологии, 1976, №5., стр. 78.
17. Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - № 6.
18. Эльконин Д. Б. “Психология игры” М 1978 год.
19. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
20. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. -- Балашов: «Николаев», 2004. -- 68 с.
21. Коломанский Я. Л., Панько Е. А. М. Просвещение, 1988
22. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
23. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993
24. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с
25. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 346 с.
26. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 263 с.
27. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. Е.И. Радиной. - М.: Просвещение, 2007. - 312 с.
28. Урунтаева А.Г. Дошкольная психология. - М.,1999.
29. Урунтаева А.Г. Диагностика психологических особенностей дошкольника.М, 1996.
30. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников.,2004
31. . Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19.
32. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.
33. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983
34. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002.
35. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. 1984

Прикрепленный файлРазмер
SDC13597.JPG14.54 кб