
Описание опыта работы преподавателя Столяровой Н.А.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
В.А. Сухомлинский
В детской музыкальной школе большое значение принадлежит предметам теоретического цикла. С первого года обучения и до седьмого выпускного класса обучающиеся посещают сольфеджио, слушание музыки и музыкальную литературу. По всем предметам преподавателями создаются программы. Д.Б. Кабалевский говорил, что программа - это компас, который не позволяет преподавателю сбиться с пути. И главное во всех программах – это музыка, вечно живое народное и профессиональное классическое искусство.
Каждый год мной составляются или частично перерабатываются рабочие программы по теоретическим предметам «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Татарская музыкальная литература». Чаще всего в них обновляется или дополняется музыкальный материал, включаются или заменяются некоторые разделы.
Содержание программ составляется с учетом возрастных особенностей детей данной группы. В программах по сольфеджио и слушанию музыки широко представлен музыкальный материал нашего региона. Опора на народную музыку и использование произведений композиторов Поволжья формирует у обучающихся любовь и уважение к музыкальной культуре своего народа, помогает детям и подросткам понять свою идентичность.
Основными принципами данных программ являются принципы:
–научности и доступности изучаемого материала;
–воспитывающего обучения;
–наглядности;
–единства эмоционального и рационального;
–соотношения художественного и технологического.
Процесс обучения музыкально-теоретическим предметам на начальной ступени образования осуществляется с наибольшей полнотой и эффективностью, если:
– обучение строится в соответствии с психологическими особенностями детей определенного возраста;
– в основе содержания обучения лежат инновационные методы, создающие наиболее благоприятные условия для профессионального становления учащихся детской музыкальной школы;
– методы обучения разработаны на основе модульного изучения предметов, позволяющего систематизировать и структурировать учебный материал;
– основополагающие знания по теории и истории музыки формируются уже на начальном этапе обучения и идут в неразрывной связи с освоением навыков исполнения на инструменте и пением в хоре.
Весь процесс обучения в ДМШ №7 им. З.В. Хабибуллина организован таким образом, что из самых обычных детей мы воспитываем людей знающих, понимающих и любящих музыку, способных «говорить» на музыкальном языке. По словам Г. Шатковского каждый, кто занимается музыкой, должен знать теорию музыки, должен слышать все то, что знает, должен уметь применять на практике все то, что знает и слышит. И в этом процессе музыкального воспитания огромная роль принадлежит«моим» предметам. Многочисленные знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, всегда стремлюсь «связать» с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления наших учащихся, вырабатывает у них сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям.
Учебный план нашей музыкальной школы позволяет решать задачи музыкального воспитания комплексно, связывая специальные и теоретические предметы друг с другом. Например, в работе над развитием слуха я стараюсь использовать репертуар и навыки, полученные в классе по музыкальному инструменту, а на индивидуальных занятиях– знания и понятия, освоенные в курсе сольфеджио или музыкальной литературы. Так же считаю целесообразным использование на уроках сольфеджио музыкального материала из произведений художественной литературы. Включаю эти образцы «живой» музыки почти на всех уроках, а также использую их в качестве материала для пения и анализа, тем самым способствуя развитию музыкального кругозора учащихся и формированию их познавательного интереса.
Необходимость освоения обучающимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, любви к своей работе. Любая профессия имеет свои особенности. А профессия преподавателя музыкально-теоретических дисциплин требует от избравшего ее постоянного самосовершенствования, развития разносторонних интересов и творческих способностей. Помимо прекрасного владения инструментом и голосом преподаватель должен иметь развитый слух, умение бегло читать с листа, импровизировать. Знание музыкальной литературы, умение разбираться в закономерностях музыкального языка – непременное условие успешной деятельности преподавателя. Любая теоретическая информация должна быть подтверждена примером из музыкальной литературы. А это возможно лишь при наличии у самого преподавателя широкого музыкального кругозора и свободного владения своим предметом. Необходимо также понимать значение музыкального искусства в развитии общества, его связь с самой жизнью, с культурой и искусством своего народа и всей мировой цивилизации. Накопленный мною педагогический опыт и знание основ общественных наук, общей и возрастной психологии и педагогики создают благоприятные условия для моей плодотворной педагогической деятельности, которая включает в себя следующие стороны:
- исследовательскую (изучение и анализ ранее неизвестных мне музыкальных произведений и произведений других видов искусства; изучение опыта моих коллег, анализ собственной работы; изучение научной и методической литературы с целью ее применения в своей работе);
- проектную (планирование, распределение учебного материала, направленное на эффективное усвоение учащимися знаний, формирование у них навыков и умений, их творческое развитие);
- конструктивную (построение уроков, внеклассных мероприятий);
- коммуникативную (установление с учащимися взаимоотношений на основе уважения и доверия; завоевание авторитета у обучающихся);
- организаторскую (практическое решение учебно-воспитательных задач).
Для правильной организации музыкально-теоретической и музыкально-исторической деятельности учащихся мною применяются различные методы музыкального воспитания, которые я использует в процессе обучения. Их разнообразие определяется спецификой музыкального искусства и особенностями того или иного предмета. Методы чаще всего применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. К основным методам относятся:
- методы стимулирования музыкальной деятельности (метод эмоционального воздействия, который выражается в умении преподавателя очень образно и артистично исполнять музыкальные произведения, выражать свое отношение к ним при помощи слов, мимики, жестов, эффект удивления);
- создание ситуации успеха;
- использование игровых технологий;
- создание проблемно-поисковых ситуаций (когда перед учащимися ставятся различные творческие задачи);
- метод сопоставления, который предполагает умение анализировать,
- практический метод (упражнения);
- метод перспективы и ретроспективы.
Все рассмотренные выше методы я применяю в сочетании со словесными (объяснение, беседа и др.) и наглядно-слуховыми.
Решение задач комплексного развития музыкального слуха требует от преподавателя оптимального выбора методов в зависимости от возможностей учащихся данной группы и видов музыкальной деятельности. Успех сопутствует лишь тому преподавателю, который учитывает реальные условия, творчески подходит к делу, продумывает варианты совместной деятельности с учащимися, умеет включать в работу не только активную часть группы, но и малоинициативных учеников. Дифференцированный подход также позволяет раскрыть сильные стороны так называемых «слабых» учеников.
Когда я хорошо представляю себе план действий и конечную цель, я намного свободнее ориентируюсь в неожиданных ситуациях, возникающих на уроке, легче перехожу к импровизации. Творческий подход позволяет мне каждый раз по-новому проводить работу над одним и тем же заданием, вносить элементы новизны, варьировать и перестраивать ее в зависимости от поставленных задач.
Основной формой учебной деятельности в ДМШ является урок. От того, как он будет организован, зависит результат деятельности преподавателя. Тем более что таких уроков в течение года всего 35!
Моя подготовка к уроку начинается с определения целей и задач урока, затем продумываю содержание и структура урока, отбираю подходящие средства и методы. Также стараюсь выявить воспитательные, образовательные и развивающие возможности данной темы, обеспечить пути их реализации на данном уроке. Для успешного решения задач музыкального воспитания стремлюсь правильно отобрать музыкальный материал урока в соответствии с возрастными особенностями, уровнем музыкального развития конкретной группы учащихся.
Составление плана урока происходит с учетом материала всей четверти и полугодия. Построение урока может быть типовым или свободным. Чтобы внимание учащихся все время было активным, чередую различные формы, приемы ведения урока.
Наряду с традиционными уроками применяю и инновационные формы:
- Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио + хор);
- Открытые уроки с присутствием родителей;
- Зачет по накопленным творческим навыкам;
- Контрольный урок-эстафета в младших классах;
- Урок – путешествие;
- Урок – состязание;
- Урок – концерт.
Конкурсы, викторины, познавательные игры…
Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также это способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качества личности.
Показателями эффективности моей педагогической деятельности являются: успеваемость -100%, качество-97%, сохранность контингента -100%; участие обучающихся в различных творческих конкурсах и олимпиадах.
Для повышения качества обучения по предметам я использую создание сценариев КВН, творческих вечеров, викторин; провожу лекции-концерты, способствующие расширению музыкального кругозора обучающихся и направленных на формирование мотивации к обучению. Например, «Вечер памяти композитора З.В. Хабибуллина»). Мною разрабатываются методические и дидактические материалы по предметам теоретического цикла; занимаюсь написанием статей, часть из которых опубликованы в различных сборниках и посвящены проблемам патриотического и художественно-эстетического воспитания обучающихся. Активно выступаю на различных конференциях (регионального и международного уровня) с целью распространения своего педагогического опыта и ознакомления и освоения опыта коллег; повышаю уровень профессиональной компетенции (обучение на заочном отделении КФУ по профилю подготовки «Музыкальное образование», участие во Всероссийском конкурсе пианистов в 2014 году).
Эффективности реализации моих образовательных программ (о которых упоминалось выше) также способствуют:
- наличие учебных групп (от 3-х до 12-ти человек);
- наличие учебных пособий для обучающихся, различной нотной, методической и справочной литературы;
- наличие фортепиано и наборов шумовых инструментов;
- наличие видео- и аудиоаппаратуры, ПК;
- наличие дидактического раздаточного материала;
- осуществление тесной связи с преподавателями нашей школы по инструментальному и хоровому классам;
- налаживание близких контактов с родителями обучающихся;
- соблюдение межпредметных и межхудожественных связей;
- сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;
- активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио и музыкальной литературы, продолжение моего образования и самообразования;
- вовлечение обучающихся в поисковую и исследовательскую работу;
- использование новых информационно-компьютерных технологий.
Результатом моей педагогической деятельности является достаточно высокий интеллектуальный и духовный уровень моих учеников. Чтобы достичь высокого уровня подготовки выпускников ДМШ по теоретическим предметам вся моя многолетняя работа строится на определенных принципах, среди которых важнейшими являются:
- принцип синтеза, то есть, учащиеся на протяжении всех лет обучения должны заниматься музыкой комплексно – одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией;
- принцип триединства, который может быть выражен формулой: знать – слышать – действовать (играть, петь, сочинять, писать диктанты, сравнивать, анализировать на слух, критиковать и т.д.);
- принцип сотрудничества, когда между преподавателем и учениками устанавливаются искренние и добрые взаимоотношения, и они совместно трудятся во имя одной общей цели;
-принцип повторения, один из важнейших методических принципов, но не монотонно-механический, а все время с элементом варьирования, новизны, дополнениями и поправками;
- принцип количества, когда в памяти учащихся сохраняется большое количество разнообразных музыкальных произведений, будь то незатейливая народная мелодии или крупное вокально-симфоническое произведение;
- принцип дифференцированного подхода, когда изложение материала и выбор заданий осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся и соответствует уровню их развития, темпераменту и характеру;
- принцип доступности, когда сложные категории излагаются в доступной и понятной ученикам форме.
Большинство моих учеников оканчивают музыкальную школу в возрасте 14-16 лет. А это лишь самое начало их сознательной жизни! Мы выпускаем подростков в большой мир с надеждой, что научили главному – мы научили их учиться. И время, проведенное в стенах нашей школы, подарило детям множество ярких моментов, позитивных эмоций и калейдоскоп разнообразных впечатлений.
- Столярова Наталия Анатольевна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев