
Описание опыта работы
Описание опыта работы учителя информатики
МАОУ «СОШ № 18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района города Казани
Бондарцева Дмитрия Сергеевича
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю.
Я знаю, где и как я могу это применить»
Каждый учитель в своей педагогической деятельности стремится совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.
Я добиваюсь высоких результатов, потому что учитываю действующие закономерности в обучении и воспитании школьников, творчески использую научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитываю специфику условий образовательного процесса. В некоторых случаях моя педагогическая деятельность не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом.
В своем педагогическом опыте, я творчески использую лучшее из теории, вношу новизну и прокладываю дорогу неизвестному.
Моя система работы, сформировавшаяся под влиянием современных подходов в образовании личностно-ориентированного и системно-деятельностного направлена на организацию деятельности, развития способностей, формированию познавательной самостоятельности, активной жизненной позиции ребенка.
Для реализации этих подходов я использую метод «Системы практических работ как средство осуществления связи теории с практикой»
Важное значение в реализации связи теории с практикой при обучении информатики имеют специальные практические работы. Под практическими работами понимаются учебные задания, решаемые и выполняемые различными методами с применением непосредственно компьютера, которые организуются по типу лабораторных работ.
В процессе выполнения практических работ происходит совершенствование навыков. Поэтому система практических работ направлена на комплексное развитие умений и навыков учащихся.
Под системой практических работ понимается упорядоченная по целям совокупность учебных занятий, которая направлена на формирование и развитие у учащихся умений и навыков и удовлетворяет требованиям системности. Сущность этих требований состоит в том, что система практических работ удовлетворяет требованиям полноты и целостности, органической связи отдельных видов практических работ, преемственности, перспективности и вариантности.
Практические работы по каждой теме не изолированы. Они связанны с проблемным материалом, способствуют решению главных образовательных, воспитательных и развивающих целей, предусмотренных программой. Практические работы учитывают индивидуальные особенности учащихся, в частности уровень их подготовки, способности, работоспособности. Поэтому такие работы по возможности должны выполняться однородными по составу группами учащихся.
В процессе выполнения практических работ учащиеся должны научиться пользоваться как можно большим числом различных инструментов (по данному типу практической работы). При этом учащийся самостоятельно должен определять, какой инструмент или вычислительное средство надо применять для получения результата.
При выполнении практических работ учащиеся пользуются различными источниками информации, что способствует развитию навыков самостоятельности, их подготовке к самостоятельности, их подготовке к самообразованию.
Важно также подчеркнуть разнообразие практических работ не только по содержанию, но и по их ведущей: учебной целевой направленности. В этом смысле практические работы различаются на следующие виды:
1. установочные, проводимые с целью ознакомление учащихся овладение простейшими приемами работы.
2. иллюстративными, связанные с ознакомлением учащихся с отдельными объектами, свойствами, фактами.
3. тренировочные, предназначенные для закрепления изученного, а также направленные на овладение способами работы.
4. исследовательские, направленные на практический поиск новых свойств, которые затем будут логически обоснованы.
5. творческие, связанные с конструированием задуманного, созданием на основе свойств модели.
6. обобщающие, основной целью которых является систематизация и обобщение теоретических знаний, методов работы.
Естественно, что по содержанию все работы имеют практическую направленность, способствовать выработке у учащихся практически важных умений и навыков, которые они могли бы использовать на других уроках, при изучении других учебных предметов, в быту, при продолжении общего или получении профессионального образования. При проведении практических работ я использую наборы моделей, схем, таблиц, плакатов в общем наглядного и раздаточного материала и других средств обучения.
Практические работы, помимо решения своей специальной задачи - усиление практической направленности обучения, не только теснейшим образом связаны с изученным материалом, но и способствуют прочному, неформальному его усвоению, достижению основных образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения информатики.
В процессе выполнения практических работ учащиеся знакомятся с основами работы, как на самом компьютере, так и с отдельными программами.
Главным является не изучение конкретных программных средств, а решение задач обработки того или иного вида информации с помощью соответствующего конкретного программного средства. Тем самым становятся достижимыми общеобразовательные цели.
Важнейшей методической проблемой, решаемой в процессе выполнения практической работ, является развитием логического мышления, последовательности в действиях (алгоритма).
Одним из важных условий практической направленности в обучении информатики является повышение алгоритмической культуры учащихся. Школьный курс информатики представляет широкие возможности для формирования у учащихся важнейших элементов алгоритмической культуры: понимания сущности алгоритма и его свойств, владения приемами и средствами для записи алгоритмов, понимание алгоритмического характера методов информатики.
Применяя систему практических работ, различных по целевому назначению они обеспечивают все этапы обучения. При выполнении каждой из которых у учащихся развиваются умения и навыки в органической связи с развитием логического мышления.
Практические работы направлены на решение прикладных задач, которые позволяют понять ученику для чего и где я смогу применить полученные знания. Таким образом, они формируют у учащихся более высокий теоретический и практический уровень мышления, обеспечивают качественный анализ учебного материала, как учителем, так и самими учащимися, обеспечивают осознанный поиск решения учебных проблем.
Это позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и исследовательской работой. При этом добывание знаний, необходимых школьникам в данный момент, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Наряду с познавательной стороной содержания всегда присутствует личностная, деятельностная и творческая стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значимы для учащихся новые знания и насколько самостоятельно он их приобретает (добывает).
Если говорить про исследовательские или творческие работы то они связаны с разрешением проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью выявить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения.
Решение прикладных задач позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознавать место предмета в общей системе человеческого бытия. Учебные проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико-преобразующей, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности человека.
Интегрированность позволяет обеспечить синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.
При изучении нового материала – я исхожу от задачи; постепенно знакомлю учащихся с новыми возможностями компьютера и программного обеспечения; предлагаю для изучения те возможности программных средств, которых достаточно для решения задач.
В зависимости от ведущей дидактической цели урока применяю основные типы.
1. Урок изложения нового материала
2. Урок формирования и совершенствования практических умений.
3. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (обобщающий урок).
4. Комбинированный (смешанный) урок.
5. Урок контроля усвоения знаний и сформированности умений.
Применяю различные виды контроля в устной, письменной или практической форме и в их сочетании, а также в форме компьютерного тестирования. Вид и форма проверочной работы определяются в зависимости от целей, этапа обучения, особенностей учебного материала. Например, поурочный контроль – фронтальный опрос; тематический контроль – практическая работа; промежуточный контроль – сочетание теста и практической работы.
При проведения тестирования использую программу MyTestXPro (http://mytest.klyaksa.net) так как тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя.
Следует отметить, что именно тестирование постепенно становится и основной формой сдачи экзаменов.Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.
Применяю в учебном процессе педагогические программные средства: обучающие и информационно-справочные. Обучающий режим – способствует повышению эффективности усвоения материала за счет наглядности, систематизации структурирования данных, доступности учебного материала. Информационно-справочный – предназначен для расширения и упрощения доступа к учебным материалам, включая БД, информационные ресурсы Интернет, видео, аудиозаписи. Создаю и участвую со своими программными средствами в конкурсах:
1. «Использование информационных технологий в УВП» номинация – информатика, грамота;
2. VIII Республиканский конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности», грамота;
3. Открытый республиканский конкурс творческих работ с использованием информационных технологий «Мир сегодня и завтра», грамота;
4. «Использование ИКТ в образовательной деятельности» номинация «Лучшая учебно-методическая разработка по предметам физико-математического цикла и информатике», грамота;
5. III Международный конкурс цифровых образовательных ресурсов «IT-эффект», диплом 2 место.
6. «Фестиваль педагогических идей» номинация «Лучший электронный образовательный ресурс, созданный коллективом», диплом 1 место.
7. «Школа цифрового века» номинация «Учитель цифрового века», диплом.
Высокие темпы развития информатики и информационных технологий требуют от учителя регулярного пополнения знаний. Поэтому постоянно приходится совершенствоваться, изучать новые программные продукты. Для этого участвовал во всероссийском конкурсе среди учителей общеобразовательных учреждений Российской Федерации, участвующих в проекте апробации пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в рамках приоритетного национального проекта «Образования» «Код Свободы» за что награжден грамотой.
С недавнего времени в школы постепенно входит еще один предмет– «Робототехника». Для преподавания этого предмета закончил краткосрочный курсы «Использование роботов LEGO Mindstorms в учебном процессе» АНО ВО «Университет Иннополис». В 2014-2015 учебном году вел курс «Робототехники» в STEM-центре при университете Иннополиса.
Два года подряд с учениками кружка участвуем в соревнование по робототехнике в технопарке Идея. В 2014 году участвовали командой в республиканском туре международных соревнований по робототехнике.
В этом году веду робототехнику в рамках предмета Технология (информатика) в профильном классе с углубленным изучением информатики.
Силами учеников кружка поддерживается и сопровождается сайт нашей школы www.engschool18.ru, который неоднократно занимал призовые места в республике и был отмечен на общероссийском уровне.
1. IV Республиканский конкурс сайтов среди общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, за оригинальное содержание учебно-методического контента сайта в номинации «Самый познавательный сайт», грамота школа.
2. V Республиканский конкурс Интернет-сайтов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, в номинации «Самый познавательный сайт», диплом II степени.
3. Четвертый Всероссийский конкурс «Позитивный контент» на лучший Интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детскую и молодежную аудиторию, диплом участника.
4. «Юный программист» номинация «Web-сайты» I-место в районном этапе.
5. XVIII Республиканский конкурс «Юный программист» номинация «Мобильные и SaaS-приложения» I-место в районном этапе.
6. XVIII Республиканский конкурс «Юный программист» номинация «Мобильные и SaaS-приложения» I-место в районном этапе.
7. XVIII Республиканский конкурс «Юный программист» номинация «Мобильные и SaaS-приложения» республика, грамота «за лучшее мобильное приложение для изучения иностранных языков».
Я являюсь классным руководителем 11 класса, это будем мой второй выпускной класс за мою педагогическую практику.
Особенностью моей работы с классным коллективом является многообразие форм организации деятельности, а так же то, что они носят личностный характер, когда каждый ребенок находит свою траекторию развития.
Главной гуманистической установкой для меня является принятие любого ученика таким, каков он есть: «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какими они есть» (Ш. А. Амонашвили)
Общеизвестно, что гражданские качества формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать внутренние проблемы школьной жизни, влиять на окружающую и социальную среду. Структура классного ученического самоуправления является частью школьного органа самоуправления.
Сложившаяся система в сочетании с принципами демократизма и централизации позволяет достигать высокого уровня организации классного коллектива, способного не только к поддержанию сложившегося в школе уклада, сохранению традиций, но и новаторству.
Как результат моего труда является диплом соавтора проекта, вошедшего в число идей-победителей конкурса идей социальных проектов, проводившегося в рамках Х Всероссийского @вгустовского Интернет-педсовета, проект «Школа как социальный партнер».
Моя разработка классного часа «Жизнь – это …» в 11 классе, в 2012 году как авторская, участвовала в апробации программы «Роль изучения прав ребенка в рамках защиты прав человека» ФГАУ «Федеральный институт развития образования».
Участвовал во Всероссийском семинаре для работников системы образования на тему «Реализация программ формирования гражданской идентичности личности в образовательных учреждениях». Федеральный институт развития образования, г. Москва.
В 2012 году награжден почетно грамотой Управления образования Исполнительного комитета г. Казани, за успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса, за весомый вклад в дело воспитания подрастающего поколения.
Ежегодно как традиция в школе проводятся фестивали «англо-американской песни» и «патриотической песни «Победа»» в 10 классе мы стали победителями в обоих фестивалях.
В настоящее время активно участвую в научно-методической работе школы: оказываю методическую и практическую помощь учителям школы. Выдвинут на должность заместителя директора по информатизации.
С 2014 года являюсь руководителем методического объединения района, участвую в организации семинаров, которые проводятся для учителей школы, района, города, республики, оказываю методическую помощь молодым учителям.
С 2011 года являюсь муниципальным тьютером по работе в системе «Электронное образование», провожу обучающие семинары, семинары-практикумы, лекции-консультации для тьютеров школ района по администрированию сайтов «Электронного образования в РТ», ведению электронных журналов. Имею благодарственное письмо от Министерства информатизации и связи Республики Татарстан и «Центра информационных технологий»
Курсы:
1. «Курсы повышения квалификации для учителей информатики по теме «Использование свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности учителей информатики» в негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования «Институт информационных технологий АйТи» Республики Татарстан, г. Казань, 102 ч., удостоверение №82727, 2008 г.
2. «Курсы повышения квалификации для учителей информатики по теме «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» в Институте Развития образования Республики Татарстан, г. Казань, 72 ч., удостоверение № 1365, 2009 г.
3. «Курсы повышения квалификации для учителей информатики по теме «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» в Институте Развития образования Республики Татарстан, г. Казань, 72 ч., удостоверение № 1370, 2009 г.
4. «Городской семинар повышения квалификации для учителей информатики по теме «Использование интерактивного оборудования Panaboard» в СОШ № 9 Ново-Савиновского района г. Казань, 3 ч., 2009 г.
5. «Курсы повышения квалификации для учителей информатики по теме «Подготовка тьютеров ЕГЭ по информатике» в ГАОУ ДПО «Институте Развития образования Республики Татарстан», г. Казань, 72 ч., удостоверение №5238, 2010 г.
6. «Курсы повышения квалификации для учителей информатики по теме Тренинг для тьютеров по Новому очному основному курсу Программы Intel «Обучение для будущего» в Институте Развития образования Республики Татарстан, г. Казань, свидетельство, 2011 г.
7. «Обеспечение безопасности персональных данных в образовательных учреждениях (152-ФЗ)», дистанционно «Издательство Форум Медиа» г. Санкт-Петербург, 2011 г.
8. «Школьная Лига РОСНАНО» - федеральный сетевой ресурс развития российского образования III межрегиональный научно-практическая конференция, г. Санкт-Петербург, 2012 г.
9. «Телешкола», Институте Развития образования Республики Татарстан, г. Казань, 2012 г.
10. «Апробация непрерывной индивидуализированной профессиональной подготовки педагогов Microsoft в РТ» », Институте Развития образования Республики Татарстан, г. Казань, 2012 г.
11. «Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы «КуМир»» курсы повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова в объеме 72 ч., дистанционно удостоверение № ED-A-273466/252-863-426, 2014 г.
Сертификаты:
Результаты профессионального тестирования 90 баллов (сертификат № 32891 от 28.04.2011 г. «РЦМКО»)
Публикации:
«Создание сайта по технологии Wiki» - цифровой образовательный ресурс на портале «Электронное образование» edu.tatar.ru, в разделе «Учителю».
Общественная работа:
Член жюри Республиканского фестиваля-конкурса «СОЛист года - 2010».
Гранты:
1. Победитель гранта "Лучший педагог в области ИКТ", 2012 г.
2. Победитель гранта "Лучший учитель", 2014 г.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
опыта работы Бондарцев Д.С..docx | 51.61 кб |
- Бондарцев Дмитрий Сергеевич's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев