
«Из опыта организации комплексной первичной профилактики употребления ПАВ в гимназии №152» «From the experience of organizat
УДК 378.126
ББК 65.272
Павлова О.Ю. (Pavlova O.Yu.) - педагог-психолог гимназии №152,
аспирант кафедры СРПП КГТУ,
Сорокина Н.В. (Sorokina N. V.)–директор гимназии №152,
Даниличева П.С. (Danilicheva P. S.) - ЗДВР гимназии №152
420078, г.Казань, ул.Бирюзовая,8-20,
e-mail: schg152@mail.ru
«Из опыта организации комплексной первичной профилактики употребления ПАВ в гимназии №152»
«From the experience of organization of complex primary precautions of usage of mental aggressive substances in gymnasia №152 city of Kazan»
В настоящее время актуальным является привитие здорового образа жизни нашим детям, формирование у них компетенций и ценностей жизни, развитие межличностного взаимодействия, повышение устойчивости школьников к наркогенному соблазну. Для решения данной проблемы в нашей гимназии№152, находящейся в микрорайоне, отличающемся гетерогенностью и особенностями ментальности населения, используется широкий круг современных методов и технологий, и привлекаются специалисты всех служб, а также актив педагогов и родителей, учащиеся – волонтеры. Систематическая комплексная работа по привитию здорового образа жизни привела положительным результатам - на протяжении последних четырех лет учащиеся не состоят на учете в наркологии. Приведенные показатели диагностики, свидетельствуют о происшедших в результате проведенной работы изменениях в развитии детей, и убедительно показывает положительную динамику формирования позитивных стереотипов социального поведения с установкой на здоровый образ жизни учащихся.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим, что это может случиться с нами. Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасением юных душ от «белой» смерти берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Наша гимназия расположена в малом рабочем поселке, в микрорайоне, отличающемся гетерогенностью населения, особенностями ментальности, удаленностью от культурных центров. Подобные условия налагают на деятельность гимназии ответственность за формирование здорового образа жизни, профилактику правонарушений, употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения.
Пилотажные исследования психологических особенностей учащихся, учет актуальности выделенной проблемы, привели нас к необходимости реализации целостной профилактической системы, целью. Которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие ПАВ.
Наиболее эффективным в условиях гимназии является путь первичной профилактики. Суть ее в формировании у учащихся таких ценностных установок и личностных качеств, которые помогли бы им успешно противостоять воздействиям, следствием которых могло бы быть употребление ПАВ.
Для достижения поставленной цели были определены задачи: обозначить систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании; разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя; определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
С этой целью в 1998 году и был создан в гимназии центр «Гармония».
Структура центра включает в себя 3 блока
• Оздоровительный
• Учебно – оздоровительный
• Лечебный
В 2005 году кабинет ПАВ был выделен в отдельную структурную единицу на основании приказа МО и Н РТ. В данном направлении мы имеем определенные достижения на разных уровнях: школа серебряного уровня содействию сохранения здоровья,
Принципы профилактической работы:
• Комплексность или согласованность взаимодействия различных профессий, та или иначе имеющих отношение к работе с детьми (классные руководители, учителя-предметники, психолог, медицинские работники, нарколог, социальный педагог, работни ОПДН, КДН)
• Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов, форм работы с учетом возраста детей, степени вовлечения в наркогенную зону.
• Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы: социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ); психологический аспект (формирование адеватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой); образовательный аспект (формирование системы представлений о негативных последствих употребления наркотических веществ).
• Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы.
• Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только учебным процессом, что обеспечивается внеклассной работой, дополнительным образованием.
• Систематичность: работа по профилактике должна вестись систематически, каждая отдельная мера согласуется с другой.
Основные задачи работы по первичной профилактики ПАВ:
1. Создание в гимназии условий для всестороннего развития личности ребенка, удовлетворения его интересов и наклонностей, как фактора, препятствующего развитию у школьников потребностей в «химических источниках радости».
2. Формирование у детей негативного отношения к ПАВ посредством представления им объективной информации о последствиях их применения для организма и личности человека.
3. Выработка у учащихся поведенческих навыков, позволяющих снизить риск их приобщения к наркомании.
Пути реализации:
– Обеспечения максимальной занятости учащихся во внеурочное время через совершенствование системы дополнительного образования в гимназии;
– Включения вопросов профилактики употребления ПАВ в учебный план таких предметов, как биология, химия, ОБЖ, физическая культура и т.д.;
– Внедрения в практику систематического проведения в 1 – 11 кл. классных часов по проблемам профилактики употребления ПАВ соответствии с возрастными особенностями учащихся;
– Организации встреч учащихся и их родителей с профилирующими специалистами;
– Осуществления деятельности психологической службы гимназии;
– Индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей;
– Создания условий для систематического повышения уровня квалификации педагогов гимназии.
Основные направления деятельности гимназии по профилатики употребления ПАВ.
• Формирование здорового жизненного стиля, развитие личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ
• Повышение компетентности педагогов в области предупреждения употребления детьми ПАВ
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
• Формирование компетенции здорового жизненного стиля
• у детей и подростков
данные направления проходят через реализацию целевых программ, на основе которых была разработана школьная комплексная программа по профилактики ЗППП, ПАВ, ВИЧ, СПИДа (4,5,7,8,17,18).
В соответствии свыше сказанным, выделяем три основных направления работы гимназии по профилактики наркомании:
• Работа с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска».
• Работа с педагогическим составом: подготовка учителей ведению профилактической работы, организационно-методическая антинаркотическая работа.
• Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; работа с проблемными семьями; психолого-педагогическая поддержка семей, оказавшихся в сложных жизненных условиях.
Формирование здорового жизненного стиля, развитие личностных ресурсов, препятствие употреблению ПАВ реализовывается через повышение компетентности педагогов в форме семинаров, МО классных руководителей, совещаний, конференций, индивидуальных и групповых консультаций, тренингов актива педагогов по модифицированной программе Н.А.Сироты, В.М. Ялтонского(1).
Педагоги гимназии являются участниками конкурсов, конференций различных уровней, имеют публикации сборниках нормативно-правовых документов и методических материалов в сфере профилактики употребления ПАВ.
Повышение компетентности родителей ведется через:
Родительские собрания
Клубы родителей, объединённых одной проблемой
Индивидуальное семейное консультирование
Формирование групп родительской поддержки антинаркотической профилактической программы
Тренинги актива родителей по модифицированной программе Н.А. Сироты и В. М. Ялтонского
Это направление работы согласуется с планом мероприятий по программе гимназии «Семья»
Формирование компетентности здорового жизненного стиля у детей и подростков проходит через:
Групповые развивающие занятия
Учебная деятельность
Проведение скрининга
Организация досуга
Развитие системы оздоровительной работы с детьми
Внеклассные мероприятия
Тренинговые занятия
Формирование актива и волонтёрская антинаркотическая деятельность учащихся
Организация психолого – педагогического сопровождения учащихся
Ежегодно в гимназии провидится мониторинг занятости учащихся в учреждениях дополнительного образования, исходя, из полученных данных мы можем сказать, что процент занятости имеет положительную динамику.
Для того чтобы учащиеся гимназии имели возможность реализовать свои самые разнообразные интересы, в гимназии действует Центр дополнительного образования, включающий в себя 10 кружков и секций различной направленности.
Для детей имеющих проблемы со здоровьем создана специальная медицинская группа «Здоровье». Большое внимание со дня открытия гимназии уделялось культивированию ЗОЖ, культу физического и нравственного здоровья.
Перемены в общественной жизни подтолкнули гимназию обратиться к проверенному опыту – деятельности детской организации. Обновив ее содержание и структуру. Новым по форме, а не по сути, стала деятельность актива учащихся по профилактики употребления ПАВ в рамках министерства ЗОЖ. Дети участвуют ежегодно районных и городских конкурсах газет «Без права на ошибку», «Количество свечек зависит от тебя» (1 место в течение двух лет в составе районной команды), школьных конкурсах агитбригад, театров Здоровье. Акции «Мы против насилия, террора и наркотиков». Инициатором организации которой явились родительская общественность, учащиеся и педагогический коллектив гимназии.
Учащиеся гимназии являются активными участниками и порбедителями городской конференции «Интеллект, здоровье, нравственность», выполняют исследовательские работы, посвященные различным аспектам опосредованной профилактики употребления ПАВ в Поволжской конференции учащихся имени Лобачевского и республиканских юношеских чтений имени К.Насыри, пятой Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании.
Легитимность деятельности детской организации помогает реализовать работа устного журнала «Закон и порядок» правоохранительного отряда «Юный спасатель», который был награжден грамотой УО г.Казани за вклад в развитие правоохранительного движения учащихся в г.Казани в 2008 году.
Принцип непрерывности в профилактической работе помогает реализовать участие в интеллектуальных конкурсах ( Что, где, когда?итд) Эффективность нашего системного подхода подтверждают результаты участия в конкурсах различных уровней.
Информационное освещение всех участников процесса осуществляется через сенную информацию стендов, сайт гимназии, выпуски газеты гимназии в рамках месячников профилактики, работу библиотеки, буклеты.
Острой встает проблема социальной адаптации, что сказывается на усилении криминогенности в молодежной среде. Предотвратить явления возможно совместными усилиями педагогов, социума, родителей. Поэтому в гимназии создана система взаимодействия кабинета профилактики ПАВ по связи с социумом.
Одним из основных направлений деятельности практического психолога образования в последнее время в рамках деятельности по оздоровлению учащихся является реализация программы по привитию ЗОЖ (первичная профилактика употребления ПАВ)
В нашей школе данный аспект работы осуществляется на базе школьного кабинета по профилактике употребления ПАВ (ПУ ПАВ).
Деятельность в данном кабинете ведется согласно плану с активом педагогов, активом родителей и учащимися – волонтерами.
Среди факторов, предшествующих наркотизации детей: проблемная семья (с ее семейными отношениями, ролевыми расстановками); деструкции в личностном развитии (самопринятие, самосознание, самооценка, ценности и цели); негативная социальная среда (референтная группа, социальная ситуация). Психологические черты учащихся группы риска: эмоциональная сфера: демонстративное поведение, тревожность, конфликтность, эмпатийная блокада, инфантилизм; когнитивная сфера: средний уровень притязания, проблемы в самопринятие, самоопределении; поведенческая сфера: мотивационный вакуум, диссоциации, прерывистость в последовательности действий(9,10,11,12,13,14,15,16).
Среди формы моей работы в рамках деятельности кабинета ПУ ПАВ индивидуальная и групповая, семейная (по масштабу); с учениками, родителями и педагогами (по социальному параметру); по уровню воздействия: основные и вспомогательные; по направлению: психопросвещение, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, консультирование.
Методы работы в свою очередь делятся на эмпирические, диагностические и коррекционные, основной упор делается на коррекцию и диагностику на входе и выходе после коррекционных мероприятий.
Эффективными методическим подходами себя зарекомендовали: позитивная психотерапия, психодрама, гештальт, и тренинги личностного роста и коммуникативных навыков, копинг и коуч- тренинги . Хорошо зарекомендовала себя психологическая программа копинг -тренингов Н.А.Сироты и В.М.Ялтонского.
Анализ занятий с учащимися показал, что они знают о том, какой вред может причинить человек сам себе: курение, суицид, употребление алкоголя, и т. д. Какой вред может причинить своей семье, обществу, природе: своровать вещи, обмануть, употреблять наркотики, предать близких, и т. д. Высказывания детей указывают на то, что нравственные основы жизни и сохранение здоровья у учеников сформированы. Эти занятия помогли ученикам во многом разобраться и понять некоторые стороны жизни.
В психопрофилактической работе использовались активные методы, как групповые беседы, групповые консультации и формы организованного общения - тренинговые занятия.
По спецкурсу по развитию коммуникативных навыков и социализации личности проводилась работа с активом учащихся по модифицированной программе психологической подготовки к работе старшеклассниками Н.А. Сироты и В.М.Ялтонского и по программе тренингов личностного роста А.С.Прутченкова «Познавая себя». Одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся программы получать «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога. Данные программы направлены на развитие личностной и эмоционально- волевой сферы и профилактике наркотизации школьников.
Целью этих занятий является развитие межличностного взаимодействия, отработка новых коммуникативных навыков и умений, повышение устойчивости школьников к наркогенному соблазну. Развитие способности адекватного и более полного познания себя и других, диагностика и коррекция личностных качеств, облегчение процесса адаптации.
Выполняются задачи развития функции саморефлексии, возможности глубже осознать свои личностные качества и нахождение способа их выразить и проявить; коррекция негативных установок, формирование устойчивости к наркогенному давлению.
Для решения поставленных задач, использовались средства: релаксационные упражнения, проективные методики, арттерапия, позитивная терапия, индивидуальные консультации с учащимися и с педагогами для активизации их воспитательной деятельности. Эффективными являются индивидуальные беседы, направленные на конкретные проблемы учеников.
Проводится мониторинг по анкете «Факторы риска», и по тестам, позволяющим в опосредованной форме изучать склонности к рискованному поведению СМОЛ, тест Немчинова, Тест Лири, шкала депрессивности Бека, уровень развития СО(приложение 2)
Также в рамках деятельности кабинета ПУ ПАВ проводятся лекции по профилактике наркомании, были проведенны в 9-х, 8-х 7-х классах по программе Р.Х. Шакурова, Р.Р. Гарифуллина «Психологические основы профилактики наркомании», где разговор шел о манипуляции, как скрытом психологическом воздействии на человека, рассматривались примеры манипуляции, встречающихся в жизни. Целью этих бесед- сформировать психологическую защищенность подростка, повысить обладание в сопротивляемости к негативным формам давления со стороны, повысить психологическую компетентность, сформировать здоровое общение со сверстниками.
По запросу классных руководителей проводятся классные часы или родительские собрания членами актива родителей или учащимися – волонтерами. Также учащимися волонтерами проводятся различные акции: «Забор», «Социальный опрос». Успешность социально – педагогической работы с личностью зависит от добровольного участия многих людей. Волонтерская деятельность, как проявление милосердия и человеколюбие, сохраняет потребность людей в оказании помощи, в связи с этим привлечены добровольные помощники из числа детей и взрослых, проявляющих интерес к социально- полезной деятельности.
В гимназии проводится систематическая работа по профилактике наркомании, которая привела положительным результатам - на протяжении последних 4 лет учащиеся не стоят на учете в наркологии, и неизменно отрицательная динамика при ежегодных плановых наркоосмотрах- это доказывает достаточную эффективность работы по профилактике употребления ПАВ.
Литература
1. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения Казань. Центр инновационных технологий.-2005г. -191 стр
2.Л.Ф. Блинова. Зависимость как иллюзия независимости. Методическое пособие для практических психологов.Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г-72 стр.
3.Л.Ф. Блинова. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка. Методическое пособие.Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г- 72 стр.
4.Жиляев, А.Т. Кулагин, Т.И. Палачева, Л.А. Кудряшова Программа "Линия жизни". Дифференцированная профилактика наркозависимости в общеобразовательных учебных заведениях. Казань, издательство "ДАС", 2002 год-55стр.
5.А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева, А.Т. Кулагин Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. Серия методических пособий. Казань, издательство "ДАС", 2002 год, 55 стр.
6.Что я знаю и не знаю о себе? .Л.А. Богатова, Т.И. Палачева, И.А. Радчук, Л.А. Кудряшова. Сборник тестов. Казань, издательство "ДАС", 2002 г.-55 стр.
7. В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов. Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г.- 45 стр.
8. Принципы организации групповой психотерапевтической программы на ранних этапах реабилитации наркозависимых (Под научной редакцией А.М. Карпова). Методические рекомендации. Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г.- 40стр.
9. Р.Г. Садыкова, Л.А. Кудряшова. Наркомания: что необходимо знать каждому. Памятка (на русском и татарском языках). Казань, и-во "ДАС", 2001 г.- 20 стр.
10. А.А. Идрисова, Л.А. Кудряшова. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям (на русском и татарском языках).Казань, издательство "ДАС", 2001 г- 24 стр.
11. А.М. Карпов. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании. Казань, издательство "ДАС", 2001 г- 52 стр.
12. А.М. Карпов, Г.З. Шакирзянов. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения.Казань, издательство "ДАС", 2001 г.-, 32 стр.
13. Л.М. Зорина. Созависимость и пути ее преодоления. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании.Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г.- 56 стр.
14. Как помочь нашим детям сделать правильный выбор. Памятка для родителей (на русском и татарском языках).Казань, ООО "Центр оперативной печати", 2001 г-21стр
15. Поговорим о важном. Не связывай себя наркотиками. Памятка для подростков (на русском и татарском языках).Казань, ООО "Центр оперативной печати", 2001 г- 33стр.
16. Мне не все равно… А тебе? Казань, 2001 г-34стр
17. Скажи наркотикам НЕТ! Казань, 2001 г.-23стр
18. А.Т. Кулагин, В.Д. Менделевич, Б.Д. Менделевич, А.В. Фролова .Основы психосемантической коррекции наркозависимости подростков. Методические рекомендации. Жизнь – это множество дорог. Казань, 2002 г-75стр.
Глоссарий:
1. Primary precautions – первичная профилактика;
2. Assertion – ассертивность;
3. Value aims – ценностные установки;
4. Personal qualities – личностные качества;
5. Pedagogical conditions – педагогические условия;
6. Volunteer – волонтер;
7. multiaspect – многоаспектный;
8. legality – легитимность;
9.coping – копинг;
10. psychological-pedagogical accompaniment – психолого-педагогическое сопровождение.
Приложение 1
Опосредованные факторы риска употребления ПАВ
УДК 378.126
ББК 65.272
Павлова О.Ю. (Pavlova O.Yu.) - педагог-психолог гимназии №152,
аспирант кафедры СРПП КГТУ,
Сорокина Н.В. (Sorokina N. V.)–директор гимназии №152,
Даниличева П.С. (Danilicheva P. S.) - ЗДВР гимназии №152
420078, г.Казань, ул.Бирюзовая,8-20,
e-mail: schg152@mail.ru
«Из опыта организации комплексной первичной профилактики употребления ПАВ в гимназии №152»
«From the experience of organization of complex primary precautions of usage of mental aggressive substances in gymnasia №152 city of Kazan»
В настоящее время актуальным является привитие здорового образа жизни нашим детям, формирование у них компетенций и ценностей жизни, развитие межличностного взаимодействия, повышение устойчивости школьников к наркогенному соблазну. Для решения данной проблемы в нашей гимназии№152, находящейся в микрорайоне, отличающемся гетерогенностью и особенностями ментальности населения, используется широкий круг современных методов и технологий, и привлекаются специалисты всех служб, а также актив педагогов и родителей, учащиеся – волонтеры. Систематическая комплексная работа по привитию здорового образа жизни привела положительным результатам - на протяжении последних четырех лет учащиеся не состоят на учете в наркологии. Приведенные показатели диагностики, свидетельствуют о происшедших в результате проведенной работы изменениях в развитии детей, и убедительно показывает положительную динамику формирования позитивных стереотипов социального поведения с установкой на здоровый образ жизни учащихся.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим, что это может случиться с нами. Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасением юных душ от «белой» смерти берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Наша гимназия расположена в малом рабочем поселке, в микрорайоне, отличающемся гетерогенностью населения, особенностями ментальности, удаленностью от культурных центров. Подобные условия налагают на деятельность гимназии ответственность за формирование здорового образа жизни, профилактику правонарушений, употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения.
Пилотажные исследования психологических особенностей учащихся, учет актуальности выделенной проблемы, привели нас к необходимости реализации целостной профилактической системы, целью. Которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие ПАВ.
Наиболее эффективным в условиях гимназии является путь первичной профилактики. Суть ее в формировании у учащихся таких ценностных установок и личностных качеств, которые помогли бы им успешно противостоять воздействиям, следствием которых могло бы быть употребление ПАВ.
Для достижения поставленной цели были определены задачи: обозначить систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании; разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя; определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
С этой целью в 1998 году и был создан в гимназии центр «Гармония».
Структура центра включает в себя 3 блока
• Оздоровительный
• Учебно – оздоровительный
• Лечебный
В 2005 году кабинет ПАВ был выделен в отдельную структурную единицу на основании приказа МО и Н РТ. В данном направлении мы имеем определенные достижения на разных уровнях: школа серебряного уровня содействию сохранения здоровья,
Принципы профилактической работы:
• Комплексность или согласованность взаимодействия различных профессий, та или иначе имеющих отношение к работе с детьми (классные руководители, учителя-предметники, психолог, медицинские работники, нарколог, социальный педагог, работни ОПДН, КДН)
• Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов, форм работы с учетом возраста детей, степени вовлечения в наркогенную зону.
• Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы: социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ); психологический аспект (формирование адеватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой); образовательный аспект (формирование системы представлений о негативных последствих употребления наркотических веществ).
• Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы.
• Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только учебным процессом, что обеспечивается внеклассной работой, дополнительным образованием.
• Систематичность: работа по профилактике должна вестись систематически, каждая отдельная мера согласуется с другой.
Основные задачи работы по первичной профилактики ПАВ:
1. Создание в гимназии условий для всестороннего развития личности ребенка, удовлетворения его интересов и наклонностей, как фактора, препятствующего развитию у школьников потребностей в «химических источниках радости».
2. Формирование у детей негативного отношения к ПАВ посредством представления им объективной информации о последствиях их применения для организма и личности человека.
3. Выработка у учащихся поведенческих навыков, позволяющих снизить риск их приобщения к наркомании.
Пути реализации:
– Обеспечения максимальной занятости учащихся во внеурочное время через совершенствование системы дополнительного образования в гимназии;
– Включения вопросов профилактики употребления ПАВ в учебный план таких предметов, как биология, химия, ОБЖ, физическая культура и т.д.;
– Внедрения в практику систематического проведения в 1 – 11 кл. классных часов по проблемам профилактики употребления ПАВ соответствии с возрастными особенностями учащихся;
– Организации встреч учащихся и их родителей с профилирующими специалистами;
– Осуществления деятельности психологической службы гимназии;
– Индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей;
– Создания условий для систематического повышения уровня квалификации педагогов гимназии.
Основные направления деятельности гимназии по профилатики употребления ПАВ.
• Формирование здорового жизненного стиля, развитие личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ
• Повышение компетентности педагогов в области предупреждения употребления детьми ПАВ
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
• Формирование компетенции здорового жизненного стиля
• у детей и подростков
данные направления проходят через реализацию целевых программ, на основе которых была разработана школьная комплексная программа по профилактики ЗППП, ПАВ, ВИЧ, СПИДа (4,5,7,8,17,18).
В соответствии свыше сказанным, выделяем три основных направления работы гимназии по профилактики наркомании:
• Работа с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска».
• Работа с педагогическим составом: подготовка учителей ведению профилактической работы, организационно-методическая антинаркотическая работа.
• Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; работа с проблемными семьями; психолого-педагогическая поддержка семей, оказавшихся в сложных жизненных условиях.
Формирование здорового жизненного стиля, развитие личностных ресурсов, препятствие употреблению ПАВ реализовывается через повышение компетентности педагогов в форме семинаров, МО классных руководителей, совещаний, конференций, индивидуальных и групповых консультаций, тренингов актива педагогов по модифицированной программе Н.А.Сироты, В.М. Ялтонского(1).
Педагоги гимназии являются участниками конкурсов, конференций различных уровней, имеют публикации сборниках нормативно-правовых документов и методических материалов в сфере профилактики употребления ПАВ.
Повышение компетентности родителей ведется через:
Родительские собрания
Клубы родителей, объединённых одной проблемой
Индивидуальное семейное консультирование
Формирование групп родительской поддержки антинаркотической профилактической программы
Тренинги актива родителей по модифицированной программе Н.А. Сироты и В. М. Ялтонского
Это направление работы согласуется с планом мероприятий по программе гимназии «Семья»
Формирование компетентности здорового жизненного стиля у детей и подростков проходит через:
Групповые развивающие занятия
Учебная деятельность
Проведение скрининга
Организация досуга
Развитие системы оздоровительной работы с детьми
Внеклассные мероприятия
Тренинговые занятия
Формирование актива и волонтёрская антинаркотическая деятельность учащихся
Организация психолого – педагогического сопровождения учащихся
Ежегодно в гимназии провидится мониторинг занятости учащихся в учреждениях дополнительного образования, исходя, из полученных данных мы можем сказать, что процент занятости имеет положительную динамику.
Для того чтобы учащиеся гимназии имели возможность реализовать свои самые разнообразные интересы, в гимназии действует Центр дополнительного образования, включающий в себя 10 кружков и секций различной направленности.
Для детей имеющих проблемы со здоровьем создана специальная медицинская группа «Здоровье». Большое внимание со дня открытия гимназии уделялось культивированию ЗОЖ, культу физического и нравственного здоровья.
Перемены в общественной жизни подтолкнули гимназию обратиться к проверенному опыту – деятельности детской организации. Обновив ее содержание и структуру. Новым по форме, а не по сути, стала деятельность актива учащихся по профилактики употребления ПАВ в рамках министерства ЗОЖ. Дети участвуют ежегодно районных и городских конкурсах газет «Без права на ошибку», «Количество свечек зависит от тебя» (1 место в течение двух лет в составе районной команды), школьных конкурсах агитбригад, театров Здоровье. Акции «Мы против насилия, террора и наркотиков». Инициатором организации которой явились родительская общественность, учащиеся и педагогический коллектив гимназии.
Учащиеся гимназии являются активными участниками и порбедителями городской конференции «Интеллект, здоровье, нравственность», выполняют исследовательские работы, посвященные различным аспектам опосредованной профилактики употребления ПАВ в Поволжской конференции учащихся имени Лобачевского и республиканских юношеских чтений имени К.Насыри, пятой Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании.
Легитимность деятельности детской организации помогает реализовать работа устного журнала «Закон и порядок» правоохранительного отряда «Юный спасатель», который был награжден грамотой УО г.Казани за вклад в развитие правоохранительного движения учащихся в г.Казани в 2008 году.
Принцип непрерывности в профилактической работе помогает реализовать участие в интеллектуальных конкурсах ( Что, где, когда?итд) Эффективность нашего системного подхода подтверждают результаты участия в конкурсах различных уровней.
Информационное освещение всех участников процесса осуществляется через сенную информацию стендов, сайт гимназии, выпуски газеты гимназии в рамках месячников профилактики, работу библиотеки, буклеты.
Острой встает проблема социальной адаптации, что сказывается на усилении криминогенности в молодежной среде. Предотвратить явления возможно совместными усилиями педагогов, социума, родителей. Поэтому в гимназии создана система взаимодействия кабинета профилактики ПАВ по связи с социумом.
Одним из основных направлений деятельности практического психолога образования в последнее время в рамках деятельности по оздоровлению учащихся является реализация программы по привитию ЗОЖ (первичная профилактика употребления ПАВ)
В нашей школе данный аспект работы осуществляется на базе школьного кабинета по профилактике употребления ПАВ (ПУ ПАВ).
Деятельность в данном кабинете ведется согласно плану с активом педагогов, активом родителей и учащимися – волонтерами.
Среди факторов, предшествующих наркотизации детей: проблемная семья (с ее семейными отношениями, ролевыми расстановками); деструкции в личностном развитии (самопринятие, самосознание, самооценка, ценности и цели); негативная социальная среда (референтная группа, социальная ситуация). Психологические черты учащихся группы риска: эмоциональная сфера: демонстративное поведение, тревожность, конфликтность, эмпатийная блокада, инфантилизм; когнитивная сфера: средний уровень притязания, проблемы в самопринятие, самоопределении; поведенческая сфера: мотивационный вакуум, диссоциации, прерывистость в последовательности действий(9,10,11,12,13,14,15,16).
Среди формы моей работы в рамках деятельности кабинета ПУ ПАВ индивидуальная и групповая, семейная (по масштабу); с учениками, родителями и педагогами (по социальному параметру); по уровню воздействия: основные и вспомогательные; по направлению: психопросвещение, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, консультирование.
Методы работы в свою очередь делятся на эмпирические, диагностические и коррекционные, основной упор делается на коррекцию и диагностику на входе и выходе после коррекционных мероприятий.
Эффективными методическим подходами себя зарекомендовали: позитивная психотерапия, психодрама, гештальт, и тренинги личностного роста и коммуникативных навыков, копинг и коуч- тренинги . Хорошо зарекомендовала себя психологическая программа копинг -тренингов Н.А.Сироты и В.М.Ялтонского.
Анализ занятий с учащимися показал, что они знают о том, какой вред может причинить человек сам себе: курение, суицид, употребление алкоголя, и т. д. Какой вред может причинить своей семье, обществу, природе: своровать вещи, обмануть, употреблять наркотики, предать близких, и т. д. Высказывания детей указывают на то, что нравственные основы жизни и сохранение здоровья у учеников сформированы. Эти занятия помогли ученикам во многом разобраться и понять некоторые стороны жизни.
В психопрофилактической работе использовались активные методы, как групповые беседы, групповые консультации и формы организованного общения - тренинговые занятия.
По спецкурсу по развитию коммуникативных навыков и социализации личности проводилась работа с активом учащихся по модифицированной программе психологической подготовки к работе старшеклассниками Н.А. Сироты и В.М.Ялтонского и по программе тренингов личностного роста А.С.Прутченкова «Познавая себя». Одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся программы получать «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога. Данные программы направлены на развитие личностной и эмоционально- волевой сферы и профилактике наркотизации школьников.
Целью этих занятий является развитие межличностного взаимодействия, отработка новых коммуникативных навыков и умений, повышение устойчивости школьников к наркогенному соблазну. Развитие способности адекватного и более полного познания себя и других, диагностика и коррекция личностных качеств, облегчение процесса адаптации.
Выполняются задачи развития функции саморефлексии, возможности глубже осознать свои личностные качества и нахождение способа их выразить и проявить; коррекция негативных установок, формирование устойчивости к наркогенному давлению.
Для решения поставленных задач, использовались средства: релаксационные упражнения, проективные методики, арттерапия, позитивная терапия, индивидуальные консультации с учащимися и с педагогами для активизации их воспитательной деятельности. Эффективными являются индивидуальные беседы, направленные на конкретные проблемы учеников.
Проводится мониторинг по анкете «Факторы риска», и по тестам, позволяющим в опосредованной форме изучать склонности к рискованному поведению СМОЛ, тест Немчинова, Тест Лири, шкала депрессивности Бека, уровень развития СО(приложение 2)
Также в рамках деятельности кабинета ПУ ПАВ проводятся лекции по профилактике наркомании, были проведенны в 9-х, 8-х 7-х классах по программе Р.Х. Шакурова, Р.Р. Гарифуллина «Психологические основы профилактики наркомании», где разговор шел о манипуляции, как скрытом психологическом воздействии на человека, рассматривались примеры манипуляции, встречающихся в жизни. Целью этих бесед- сформировать психологическую защищенность подростка, повысить обладание в сопротивляемости к негативным формам давления со стороны, повысить психологическую компетентность, сформировать здоровое общение со сверстниками.
По запросу классных руководителей проводятся классные часы или родительские собрания членами актива родителей или учащимися – волонтерами. Также учащимися волонтерами проводятся различные акции: «Забор», «Социальный опрос». Успешность социально – педагогической работы с личностью зависит от добровольного участия многих людей. Волонтерская деятельность, как проявление милосердия и человеколюбие, сохраняет потребность людей в оказании помощи, в связи с этим привлечены добровольные помощники из числа детей и взрослых, проявляющих интерес к социально- полезной деятельности.
В гимназии проводится систематическая работа по профилактике наркомании, которая привела положительным результатам - на протяжении последних 4 лет учащиеся не стоят на учете в наркологии, и неизменно отрицательная динамика при ежегодных плановых наркоосмотрах- это доказывает достаточную эффективность работы по профилактике употребления ПАВ.
Литература
1. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения Казань. Центр инновационных технологий.-2005г. -191 стр
2.Л.Ф. Блинова. Зависимость как иллюзия независимости. Методическое пособие для практических психологов.Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г-72 стр.
3.Л.Ф. Блинова. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка. Методическое пособие.Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г- 72 стр.
4.Жиляев, А.Т. Кулагин, Т.И. Палачева, Л.А. Кудряшова Программа "Линия жизни". Дифференцированная профилактика наркозависимости в общеобразовательных учебных заведениях. Казань, издательство "ДАС", 2002 год-55стр.
5.А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева, А.Т. Кулагин Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. Серия методических пособий. Казань, издательство "ДАС", 2002 год, 55 стр.
6.Что я знаю и не знаю о себе? .Л.А. Богатова, Т.И. Палачева, И.А. Радчук, Л.А. Кудряшова. Сборник тестов. Казань, издательство "ДАС", 2002 г.-55 стр.
7. В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов. Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г.- 45 стр.
8. Принципы организации групповой психотерапевтической программы на ранних этапах реабилитации наркозависимых (Под научной редакцией А.М. Карпова). Методические рекомендации. Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г.- 40стр.
9. Р.Г. Садыкова, Л.А. Кудряшова. Наркомания: что необходимо знать каждому. Памятка (на русском и татарском языках). Казань, и-во "ДАС", 2001 г.- 20 стр.
10. А.А. Идрисова, Л.А. Кудряшова. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям (на русском и татарском языках).Казань, издательство "ДАС", 2001 г- 24 стр.
11. А.М. Карпов. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании. Казань, издательство "ДАС", 2001 г- 52 стр.
12. А.М. Карпов, Г.З. Шакирзянов. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения.Казань, издательство "ДАС", 2001 г.-, 32 стр.
13. Л.М. Зорина. Созависимость и пути ее преодоления. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании.Казань, ЗАО "Новое знание", 2002 г.- 56 стр.
14. Как помочь нашим детям сделать правильный выбор. Памятка для родителей (на русском и татарском языках).Казань, ООО "Центр оперативной печати", 2001 г-21стр
15. Поговорим о важном. Не связывай себя наркотиками. Памятка для подростков (на русском и татарском языках).Казань, ООО "Центр оперативной печати", 2001 г- 33стр.
16. Мне не все равно… А тебе? Казань, 2001 г-34стр
17. Скажи наркотикам НЕТ! Казань, 2001 г.-23стр
18. А.Т. Кулагин, В.Д. Менделевич, Б.Д. Менделевич, А.В. Фролова .Основы психосемантической коррекции наркозависимости подростков. Методические рекомендации. Жизнь – это множество дорог. Казань, 2002 г-75стр.
Глоссарий:
1. Primary precautions – первичная профилактика;
2. Assertion – ассертивность;
3. Value aims – ценностные установки;
4. Personal qualities – личностные качества;
5. Pedagogical conditions – педагогические условия;
6. Volunteer – волонтер;
7. multiaspect – многоаспектный;
8. legality – легитимность;
9.coping – копинг;
10. psychological-pedagogical accompaniment – психолого-педагогическое сопровождение.
Приложение 1
Опосредованные факторы риска употребления ПАВ
- Даниличева Полина's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев