SMI.KAZANOBR.RU

МАДОУ № 247

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за¬висит от системы воспитания и обра¬зования, которая, в свою очередь, фор¬мируется с учетом особенностей миро¬воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по¬коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важней¬шее условие развития России. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. Разре¬шение проблем нравственного воспи¬тания требует поиска наиболее эф¬фективных путей или переосмысле¬ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является театрализованная деятельность.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью постановки народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло
• как добрые и миролюбивые побеждают
• что зло наказуемо
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование).
Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы,
представления, поступки человека; формированием навыков взаимного
общения, коллективной работы.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 247»
Сунгатуллина Рамзия Миргасимовна