SMI.KAZANOBR.RU

Из опыта работы Сибгатуллиной Риммы Равиловны, учителя МБОУ "Гимназия №14"

Дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется. Успех – это
поступательное движение, а не точка, которую можно достичь.
Энтони Роббинс
Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только всего хорошего.
Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен.
Однако само понятие жизненной успешности является весьма неоднозначным. С.И.Ожегов трактует успех как удачу в достижении чего-нибудь и общественное признание. В “Кратком толковом словаре русского языка” успех рассматривается как положительный результат какого-либо дела, достижения в чем-нибудь и признание. Существуют и другие определения, но ни одно из них не дает полного и однозначного ответа на те вопросы, которые из века в век задает себе человечество: в чем же именно заключается жизненный успех и какого человека можно назвать успешным? Что предпочтительней: многомиллионное состояние или душевное спокойствие? Какую роль в собственной успешности играет человек? Или успех - это дело случая, удачи, Фортуны? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице? Какие законы определяют это движение? И? самое главное, зачем человеку нужно быть успешным?
Проанализировав разные определения, я согласилась с Оливером Уэнделлом Холмсом: «успех - это постоянное воплощение в жизнь тех достижений, целей, которые мы запрограммировали для себя, которые являются для нас необыкновенно важными». Очень многие люди привычно измеряют свой успех при помощи сравнения достигнутых ими целей с достижениями окружающих, однако подобное мерило есть ошибка, так как успех является тем, чего люди достигают благодаря собственному самосовершенствованию и врожденному потенциалу, «успех есть движение, основой которого служат результаты, полученные при помощи наших привычек и установок. Успех является не столько результатом врожденного таланта, сколько умением правильно воспользоваться им в практических целях. Быть успешным не значит свершать какие-либо исключительные, невероятные вещи, нет – вы можете делать то же, что и все остальные, но делать это по-настоящему хорошо».
Анализируя тенденции, проявившееся в подростковой среде – ухудшение общего физического состояния, распространение наркомании, токсикомании, курения, рост преступности, я обозначила цель воспитательной работы: создание ситуации успеха в классном коллективе (реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой)
Задачи воспитания - реализовать:
– положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
– высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
– положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;
– социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
– позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
– хорошее физическое и психическое здоровье;
– адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
– чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
Моя воспитательная программа «УСПЕХ» - это программа социальной ориентации, направленная на создание благоприятных условий для осуществление “своих собственных возможностей и мечтаний”, движение по восходящей личностного развития,
“УСПЕХ” - это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов бытия личности.

Содержание воспитательной работы
У –уверенность
-сформированная активная жизненная позиция, адаптация к жизни в современном обществе:
-владение умениями и навыками культуры общения;
-конкурентоспособность, умение реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.
То, как мы относимся к детям, определяет, будет ли у них здоровая или нездоровая самооценка и разовьется ли чувство собственного достоинства, уверенность в себе, поэтому
- как можно чаще хвалить ребенка за выполненное им, даже простое, задание
- не сомневаться в том, что у ребенка все получится
- специально давать ребенку задания, с которыми он сможет успешно справиться, и подчеркивать то, что он справился с заданием самостоятельно.
- не опекать ребенка, предоставляя ему свободу и самостоятельность выбора;
- развивать ребенка физически, отдать в секцию, где ребенок сможет добиться успеха. Ребенок, в чем-то превосходящий других детей (в умении играть в шахматы, бадминтон, футбол и т.п.), не может иметь низкую самооценку.
С –саморазвитие
-понимание необходимости в «обучении на всю жизнь», стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
-широкий информационный кругозор,
-потребность перевода теоретических знаний в практические действия;
-учение обобщать, анализировать, систематизировать, делать выводы;
-гибкое, мобильное мышление, свободное от существующих догм;
-умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе, пользоваться ресурсами Интернета;
-наличие навыков самообразования и самоорганизации;
-доказательность и аргументированность суждений.
-творческое самовыражение личности, самооценка и самоанализ собственных возможностей, готовность к самоопределению, самореализации и самоутверждению в социуме;
П – поступок
-способность сделать осознанный, нравственный выбор:
нравственная деятельность человека проявляется в поступках человека: не делай другим того, чего не желаешь себе.
твори для других добро, если для этого у вас есть возможность.
будь законопослушным, не допускай нарушения правопорядка.
-понимание и принятие философии прав и свобод человека, политическая и правовая культура;
-патриотизм и социальный оптимизм;
- неприятие, иммунитет к вредным привычкам
Е – единство
- товарищеские чувства к одноклассникам в ежедневном общении, в учебной деятельности
-сплоченность класса
- патриот своей нации и своей страны, готовность к защите Отечества.
Х- характер
-интерес к людям, общительность, проявления альтруистической жизненной позиции;
-доброжелательность, склонность к сотрудничеству, диалоговому общению;
-терпимость, толерантность, умение настоять на своем, но в некоторых ситуациях, после мысленного анализа уступить;
-сдержанность и тактичность;
-знание психологических основ общения;
-умение соблюдать субординацию и дистанцию в общении;
-владение культурой речи

Ожидаемые результаты реализации воспитательной программы:
1. Воспитание конкурентоспособной, эмоционально устойчивой, позиционированной на достижение успеха, психологически готовой к восприятию неуспеха личности:
2. Создание коллектива класса со своими традициями, открытого для взаимодействия со сверстниками и взрослыми, где каждый ученик – личность;
3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классном коллективе.
Основные педагогические принципы, используемые
в воспитательной работе
Ребёнок - субъект собственной жизни.
Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
Каждый ребёнок талантлив.
Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
Успех порождает успех
Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
Принцип толерантности.
Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.
Принцип создания воспитывающей среды.
Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости". Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение.
Принцип индивидуализации воспитания.
Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Опираясь на эти принципы, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.
С данным классным коллективом работаю четвертый год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня.
. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе.
Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят.. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей Родители частые гости и помощники в моем классе.
Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах.
В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом.
Остановлюсь на направлении профилактики асоциальных явлений, тем более что я несколько лет в гимназии являюсь куратором профилактической работы. Я уверена , что ни один мой ученик даже из «спортивного интереса», не пробовал и не будет пробовать наркотические вещества. Откуда у меня такая уверенность? Как ее добиться?
Сначала ответим на вопрос: «Почему же молодые люди попадают в этот черный омут наркомании?». Причин может быть много – это и простое любопытство, и стремление выделиться или, наоборот, за компанию, иногда, чтобы уйти от каких-то проблем и страхов, а иногда от нечего делать.
С высоты 9 класса вспоминаю и выстраиваю в логическую цепочку всю работу классного руководителя, каждое звено которой помогло воспитать в моих учениках стойкое неприятие наркотических веществ. Я действовала согласно следующей притче. «Путник, идущий вдоль реки увидел, как человек просит о помощи, вылавливая из бурной реки маленьких детей. Путник не стал помогать ему здесь и сказал: «Я побегу вперед, за поворот и узнаю, почему эти дети оказываются в воде и помогу им не упасть в этот бурлящий поток.»
Итак, мои 6-клашки… Все такие разные: шумные, пестрые, забияки, драчуны, плаксы… Энергия из них так и хлещет. Я всех без исключения завлекла в разные кружки и секции. Некоторые поменяли 2-3 увлечения, пока не нашли именно то, что ему по душе. Мы вместе радовалась «нашим» успехам, все достижения тут же становились достоянием всего класса, и мы старались к еще и еще лучшим результатам. А если у ребенка есть любимое занятие, он ему уделяет все свое свободное время. А на всякую там ерунду времени не остается. Таким образом, проблема вовлечения в наркоманию «от нечего делать» была успешно решена.
Вспоминаю еще, как мы в классе ставили сказку «О рыбаке, табаке и рыбке». На роль гадкого и противного Табака я пригласила ученика старших классов, и он сыграл ее так мастерски, что в детские души надолго врезалось отвращение к табаку и курению.
В старших классах мы сами придумывали и показывали для малышни сказки и программы, просмотрев которые дети разбирались в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Человек – единственное существо на планете, которое природа наделила разумом и способностью мыслить. А человек не может сразу все уметь и все знать, понимать. Он учится, пробует, ошибается, потом делает выводы. Жизнь – это вечный поиск себя. Это непростой и долгий путь. И помогают на этом пути многие люди: родители, учителя, друзья. Сколько классных часов я провела, год за годом, ненавязчиво обучая нас как нужно жить правильно, как поступать в той или иной ситуации, принимать то или иное решение. Мы учились ставить перед собой цели и стремились к их достижению. У каждего моего ученика есть открытка с моими словами: «Как только вы представите свою мечту, она станет целью. Полетели за ней на космическом корабле! Итак, топливо – это ваша эмоция. Двигатель – это ваш характер. Затем нужен план – карта полета. И дисциплина, без которой ни один полет невозможен. Подумайте , чего вам не хватает? Эмоции, характера, плана, дисциплины?. Многие боятся быть самим собой, поэтому отрекаются от своей мечты, следуя за толпой. Нужны мудрость и мужество, чтобы оставаться верным своему истинному «я». Двух вас быть не может. Слушайте свой голос внутри. Как только он станет громче всех голосов снаружи, вы – хозяин своей жизни.»
Такими словами я учила ребят быть самостоятельными, а не зависеть от влияния других людей. Ведь очень часто наркотики предлагают не незнакомые люди, а свои же «друзья», уговаривая: «Попробуй разок, тебе же от одного раза ничего не будет!» .Уметь сказать «нет!» - именно этому, надеюсь, научила я своих детей.
У подростков бывают периоды, когда их одолевают сомнения: для чего я живу, у меня ничего не получается, я никому не нужен и т.д. В такие моменты важно умение выслушать, помочь мудрым словом, подобрать важные методы убеждения и суметь донести до этого еще ребенка. Советы, полученные вовремя помогли многим из них избежать ошибок. Не нужно оглядываться назад, жалея о содеянном, или , наоборот, несделанном. Это только пустая трата энергии. Полезно проанализировать опыт прошлых ошибок и хорошенько обдумать, чтобы в будущем их избежать.
Итак, чтобы дети не заболели страшной болезнью наркоманией, нужно, чтобы на их пути встретились учителя, каких в нашей школе очень много; чтобы все дети были увлечены каким-то интересным, полезным делом, а особенно спортом. И чем раньше убедить детей, что самое ценное в жизни – это здоровье, тем меньше горя и страданий от наркомании будет для людей. Эта важнейшая мысль заключена в словах Горация: «Сердцем ты чистым слова впивай и вверяйся мудрейшим. Запах, который впитал еще новый сосуд, сохранится долгое время».
Идеалы, навязываемые сегодня рекламой и СМИ, формируют так называемое «общество потребления». Они направлены на стимулирование ненужных покупок и трат, а в конечном итоге - погони за престижем и «актуальным» имиджем, стратегию жизненной успешности, для которой характерной является установка “иметь”. Можно ли считать такую личность по-настоящему успешной? Вряд ли. Вечная погоня за материальными ценностями никогда не приносит полного удовлетворения (ведь всегда есть кто-то, у кого чего-то больше) и, в конце концов, приводит к душевному опустошению. Формирование личности, девизом которой станет “быть”, как по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой как его основным институтом. Ведь именно за такими личностями будущее.
В общих чертах работу класса по формированию жизненной успешности учащихся можно представить следующим образом:
Виды деятельности Сферы личности Самооценка
Нравственное “Я” Профессиональное “Я” Социальное “Я”
Само-актуализация - информирование о стратегиях жизненной успешности и ее составляющих;
- мотивация на самопознание, самосовершенствование, самореализацию - определение уровня жизненных
притязаний
Само-
познание - изучение уровня сформированности ценностных ориентаций;
- соотнесение собственных ценностных ориентаций с нормами, существующими в обществе - изучение собственных способностей, талантов, интересов и т.д.;
- соотнесение профессиональных интересов и своих возможностей;
- определение уровня развития для дальнейшей профессиональной самореализации - изучение особенностей, закономерностей и значения межличностных отношений;
- изучение особенностей своего поведения при общении с другими людьми;
- разработка программы коррекции и развития коммуникативных умений; - определение соответствия собственных возможностей уровню притязаний
Само-
совершен-ствование - формирование и коррекция ценностных ориентаций средствами КТД, бесед, диспутов, встреч с интересными людьми и т.д.;
- коррекция аморального поведения - определение учебных дисциплин, нужных для освоения профессии;
- дополнительные занятия по предметам;
- дополнительное образование - обучение новым формам поведения и межличностного взаимодействия;
- обучение способам разрешения конфликтных ситуаций;
- тренинг коммуникативных умений - коррекция заниженной и завышенной самооценки, внесение корректив в жизненные планы
Само-
реализация - участие в социально-значимых делах;
- участие в органах ученического самоуправления; - участие в подготовке и проведении КТД;
- участие в олимпиадах, конференциях, викторинах и т.д.;
- трудовая практика - гармонизация отношений с окружающими;
- укрепление статусной позиции внутри группы;
- появление и развитие дружеских взаимоотношений - адекватность самооценки;
- принятие решения о стратегии жизненной успешности;
- составление жизненного плана
Результат адаптация индивидуализация интеграция чувство
удовлетворения
успешная социализация
Целенаправленная работа всех компонентов воспитательной системы в этом направлении позволила внести значительные коррективы в ориентиры наших учащихся.
Об этом позволили судить результаты анкетирования “Жизненная успешность человека”, проведенного в декабре .
Первый вопрос анкеты предлагал учащимся подобрать синонимы к слову “успешный”. Для абсолютного большинства ребят (75%) “успешный” означает “уверенный в себе”. 60% считает, что успешный человек это “мастер своего дела, профессионал”, 35% - “образованный” и “ответственный”, 30% - “физически здоровый” и “оптимистичный”. 25% школьников ассоциируют успешность с богатством и умом, 5% - с красотой, честностью, талантом.
При ответе на второй вопрос старшеклассникам предлагалось проранжировать качества успешного человека. В результате получилась следующая картина:
Место Качество
1 Умение ставить и достигать цели
2 Иметь свое мнение
3 Уверенность в себе и завтрашнем дне
4 Ответственность за свои поступки
Наличие хорошего образования
5 Внутренний комфорт
6 Профессиональная самореализация
7 Материальный достаток
8 Иметь благополучную семью
9 Продвижение по карьерной лестнице
10 Иметь много друзей
11 Быть лучшим во всем
12 Привлекательность, успех у противоположного пола
А что нужно сделать для того, чтобы ощутить себя успешным человеком? 80% учащихся считает, что для этого нужно реализовать свои таланты и способности, 55% - подняться над своей социальной средой, сделать карьеру, 50% - достичь материального благополучия, 25% - выделиться среди всех, иметь то, чего нет у других, 10% - быть не хуже других и только 5% - стать знаменитым, прославиться.
В настоящее время считают себя успешным 75% выпускников, неуспешными – 5%, 10% учащихся затруднились ответить на этот вопрос. Однако относительно своей успешности в будущем не выразили сомнение 85% выпускников и 15% затруднились ответить на этот вопрос.
Отвечая на вопрос о том, от чего более зависит их успешность в будущем, девятиклассники из предложенных вариантов однозначно выбрали ответ “от меня самого, моей целеустремленности, активности”.
Таким образом, модель жизненной успешности, выбираемая нашими выпускниками сегодня, выглядит следующим образом. Успешный человек, прежде всего, это уверенный в себе мастер своего дела, профессионал. Он умеет ставить и достигать цели, всегда имеет свое мнение, уверен в своем завтрашнем дне, имеет хорошее образование и несет ответственность за свои поступки. При этом успешный человек не стремится к приобретению каких-либо вещей, для него не важно, где он одевается. Главное для него – реализовать свои таланты и способности. Хотя есть ребята, которые не считают себя успешными в настоящем и не уверены в своей успешности в будущем, все они твердо знают: их жизненная успешность – в их руках, только собственная целеустремленность и активность поможет им в самореализации.
Исследование профессиональных намерений будущих выпускников школы показало также, что большинство ребят имеют четкое представление о своей будущей профессии, о том, в каких учебных заведениях готовят специалистов данного профиля, на какие учебные дисциплины им нужно обратить внимание при подготовке к поступлению. У большинства уже есть четкий план дальнейшего образовательного пути.
Подводя итог нашей работе, мы можем смело утверждать, что у подавляющего большинства учеников своего класса мне удалось сформировать мотивацию кем-то “быть”, а не что-то “иметь”. А это значит, что успешной была и наша работа.