SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Конспект урока обществознания в 10 классе

Конспект урока обществознания в 10 классе(профильный уровень)
Тема: «Самопознание и развитие личности»
Учитель: Крутикова С.И.

Цели.
образовательные:
- сформировать понимание учащимися одного из видов познания – самопознания,
- выявить роль самосознания в развитии личности;
- объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «Я – концепция», «Я – образ», «идентичность»;
развивающие:
- определить трудности познания человеком самого себя;
- развивать у учащихся умения осуществлять систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
воспитательные:
- формировать ответственность личности,
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся, социализации, самореализации;
- помочь учащимся в организации самопознания для развития собственной личности.
Задачи: организовать учебную деятельность учащихся по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач; реализовать умения использовать информационно - коммуникативные технологии; реализовать умение и навыки работы в группе
Тип урока:
комбинированный
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- компьютерная презентация «Самопознание и развитие личности»;
- учебник;
- раздаточный материал для выявления самооценки, работы с текстом, рефлексии, итоговой самооценки.

Структура урока:
Организационный момент, приветствие
Проблема, тема.
Актуализация
Постановка целей
Обобщение и систематизация ранее полученных знаний.
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Анализ и оценка итогов работы.
Домашнее задание

Ход урока:
Учитель:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Виньон.

Попытайтесь сформулировать проблему сегодняшнего урока.
Сегодня мы с вами выделяем проблему сложности познания самого себя и, как следствие этого процесса - сотворение самого себя. Как это сделать? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Тема сегодняшнего урока: «Самопознание и развитие личности».
Данная тема рассматривается в разделе «Познание и сознание». Для полного раскрытия темы нам нужно опираться на уже имеющиеся у нас знания, поэтому некоторые вопросы нам с вами придется сегодня вспомнить.
Познание – это деятельность?
-Да, особый вид деятельности.
Какой вид деятельности?
- Духовный вид деятельности, направленный на приобретение и развитие знания
Какие формы познания вы знаете?
- Чувственное и рациональное.
Какие элементы выделяются в структуре познания?
- Субъект , объект.

Актуальность темы заключается в том, что процесс самопознания лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. В процессе социализации мы идентифицируем себя с обществом, окружением. Складывается самооценка, в основе которой лежат собственные суждения и мнение других о вашей персоне.

План урока:
1 этап - самосознание и самопознание
2 этап - создание Я-концепции.
Почему нам так трудно обозначить окончательный взгляд на самого себя?
Надо ли это делать и каким образом? Попытаемся ответить на эти вопросы.
1. Самосознание и самопознание
Каждый из нас уникален. Мы отличаемся цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, именами и многим-многим другим. Но есть и то, что нас всех объединяет. У нас есть мысли, чувства, желания, память.
Есть такое выражение «внутренний мир человека». Это его собственное пространство, куда нет доступа практически никому, разве что самому человеку.
Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, социологов, педагогов, деятелей искусства. Как же они представляли себе эти процессы?
Работа с учебником (стр.279).
 Дж. Локк – человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.
 И.Кант придавал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. С его точки зрения, самосознание – необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
 Г.Гегель рассматривал самосознание в развитии, при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

А как вы думаете: что же такое самосознание (познание)?
Сейчас вам предстоит поразмыслить над двумя понятиями.

1 и 2 группа подумают, что такое САМОСОЗНАНИЕ.

3 и 4 группа подумают над тем, что такое САМОПОЗНАНИЕ

(Обобщить ответы учащихся. Вывести определение на экран с последующей записью в тетрадь)
 Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

 Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Продолжаем изучать тему через работу с документами.
1 группа отвечает на вопросы к документу «Осознание самого себя» (И.Кант), формирует выводы и выбирает тезис, соответствующий проблеме.

Примерный ответ: человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т.е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию.

2 группа работает с документом «Три стороны образа «Я» (А.В.Петровский) и составляет схему «Я - образ».
Примерный ответ: Схема
3группа работает с документом «Я - концепция» (В.Б.Ольшанский) и выделяет элементы, входящие в Я-концепию.
Примерный ответ: а) определение собственной идентичности;
б) собственных интересов, симпатий и антипатий;
в) своих целей и продвижений к успеху;
г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;
д) самооценивания.

Загадка: Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец-глупца, баран-барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
К. Чуковский

Важную роль в самопознании играет самоузнавание и самооценка.
Проведем эксперимент: один из учащихся смотрится в зеркало. Остальные наблюдают за ним. Вопросы учащемуся:
Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Каково ваше впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление стало лучше?
Вопросы классу: Как вел себя, смотрящийся в зеркало? Какие действия совершал?
Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить, поправить. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», пока затрагивающему только внешность.
Внешность – одна из составляющих самооценки. Достаточно важная, но не единственная.
Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию себя – самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Мнения людей очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже по тому, что понимают под словами «знать самого себя». Для одних это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других – знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих – хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя.
А вы? Что означает для вас «знать себя»? Легко и вам ответить на этот вопрос?
Для того, чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее задание. Вашему вниманию предлагается таблица, в которой перечислены некоторые качества личности. Ваша задача – отметить, выделить те, которые соответствуют вашему представлению о самом себе.

качества своя оценка«+» оценка соседа слева«+»
красивый
не красивый
добрый
успешный
ленивый
злой
трудолюбивый
жадный
высокомерный
умный
глупый
щедрый
красноречивый
грубый
спортивный
предприимчивый
эрудированный
патриот
серьезный
высокий
итого

Следующий этап - передать соседу слева, который отметит ваши качества и выделит пункты, с которыми согласится. Листочки вернулись к авторам. Рассмотрите результаты. Искренне надеюсь, что в большинстве случаев мнения совпали.
Учитель: Я думаю, вы убедились сами, что оценить себя не так просто. В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону.
Во-первых: наша оценка складывается из таких взаимосвязанных составляющих как успех и притязание. В ходе деятельности мы ставим перед собой множество задач – притязаний. И самооценка у нас складывается из того результата которого мы добиваемся при выполнении данных задач.
Во-вторых: мы склонны сравнивать и проводить аналоги с успехами и неудачами из уже случившихся в нашей жизни подобных случаев.
В-третьих: мы уже выяснили, что оценка собственного Я в немалой степени зависит от нашей эмоциональности и мнения окружающих.
В-четвертых: необходимо отметить, что наше Я динамично и поэтому, с опытом приобретаемым в течении жизни, у нас оценка наших успехов изменяется соответственно.
Отсюда следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться.
Вывод:
самооценка – представление о своих способностях, отношении к себе других людей, приводит к формированию Я – концепции.
2 этап. Составление Я – концепции.
Я – концепция – это целостный образ собственного Я.
2. Эта концепция – итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я –прошлое, Я – будущее.

Перед вами задача: составить проект своей концепцию «Я в 2020 году».

Мне _________лет

В социальной сфере В экономической сфере
В политической сфере В духовной сфере

Я – концепция целостный образ собственного «Я»

Представления о себе в настоящем времени
То, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы
То, каким субъект намерен стать
То, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным

Ответы учащихся.
Что нужно для того, чтобы осуществить задуманное вами?Какие виды деятельности приведут вас, в итоге, к осуществлению этого проекта?
Вывод:
Для постижения Я необязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.
Изучение себя может осуществляться в процессе другой деятельности – общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.
А для чего нужно знать себя?
Примерный ответ:
В процессе самопознания формируется самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

Какие особенности самопознания удалось отразить в следующих стихотворных строках поэту Н.Заболоцкому?
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,-
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я – живой.
Примерный ответ: В процессе социализации мы идентифицируем себя с обществом, окружением. Складывается самооценка, в основе которой лежат собственные суждения и мнение других о вашей персоне.

Домашнее задание: § 27, эссе.
Темы для эссе:
1. «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя» (Н.Н.Пирогов)
2. «Человек – это знание, которое познает самоё себя» (Е.Евтушенко)
Подведение итогов урока.
Вы сегодня плодотворно поработали. Спасибо за работу.

Портфолио оценивания.