SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Всероссийская конференция «Актуальность проблемы выявления и поддержки талантливых детей: новый взгляд на проблемы»

DSC01851 DSC01859 DSC01883 DSC01850 DSC01855 DSC01870 DSC01879 DSC01937

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальность проблемы выявления и поддержки талантливых детей: новый взгляд на проблемы», организованная рабочей группой Городского методического центра г.Казани и Института педагогики и психологии КФУ проведена 27 сентября 2013 года в Казани.
В конференции приняли участие учёные Казанского федерального университета, руководители, учителя, психологи общеобразовательных учреждений, воспитатели дошкольных учреждений образования Казани и Зеленодольска, представители Казанского юридического института МВД России, ГМЦ и другие. Выступили Ионенко С.И., кандидат исторических наук, ответственный секретарь приёмной комиссии КФУ, В.Ф.Габдулхаков, доктор педагогических наук, профессор Института педагогики и психологии, С.Н.Миронов, заместитель начальника Казанского юридического института МВД России, С.И.Русинова, кандидат биологических наук, профессор КФУ, Н.М.Мочалова, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант гимназии №6 г.Казани, Г.В.Тарасова, кандидат педагогических наук, методист ГМЦ г.Казани, Л.А.Камалова, кандидат педагогических наук, доцент ИПП КФУ. Широко был представлен опыт работы с одарёнными детьми школы №33 (директор Н.Ш.Шаяхметова), гимназий №90 (директор Г.Д.Закирзянова), № 122 (директор О.А.Тигина). Опытом работы с талантливыми школьниками, развитию творческих способностей поделились и местители директоров по учебной работе, учителя школы №167 Э.Ю.Батыршина, Л.Ю.Романова (лицей №145), В.А.Гарифуллина, С.З.Гайнутдинова (гимназия №139) и другие.
В докладах участников конференции было отмечено, что проблемы выявления и поддержки талантливых детей, учащихся школ, студентов вузов волнуют педагогическую общественность уже много лет. Однако новая редакция Концепции развития талантливой молодежи РФ (2012 г.), опыт зарубежных школ и университетов позволяют по-новому взглянуть на традиционные проблемы одаренности у нас.
Участники конференции одобрили опыт работы Института педагогики и психологии КФУ, Городского методического центра, образовательных учреждений г. Казани по разработке технологий выявления, поддержки и развития талантливой молодежи (в 2012-2013 учебном году в рамках сотрудничества с Институтом педагогики и психологии КФУ проведёны городские научно-практические семинары: «Одарённость и её развитие в условиях сотрудничества школы и КФУ. Психологический аспект» (гимназии №90, октябрь 2012г.), «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся» (школа №33, февраль 2013г.), обучающий семинар «Развитие творческих способностей учащихся в рамках реализации Программы «Развитие одарённости детей и подростков на 2011-2015 гг.» (школа № 39, апрель 2013 г.). Активное участие в работе семинаров принял В.Ф.Габдулхаков, доктор педагогических наук, профессор КФУ).
Экспериментальные поиски педагогов и психологов г. Казани позволили доказать, что эффективность и перспективность работы по выявлению и развитию талантливой молодежи должна определяться следующими условиями:
- полипарадигмальным, если рассматривать его как исследовательскую методологию, предполагающую: открытость различным видениям проблемы прогнозирования и проектирования будущего; обоснование инновационных стратегий развития образования в концептуальном синтезе из множества существующих образовательных парадигм; направленность на практический результат применения преобразующих стратегий и инновационных технологий к разным видам педагогических практик и разным моделям образования; выявление приоритетов инновационных стратегий в формировании единого образовательного пространства в глобализованном мире;
- ноксологическим, который должен обязательно учитываться при построении персонифицированного образования: образование должно быть направлено на развитие навыков здоровьесбережения, на формирование культуры здоровья;
- рефлексивным, рефлексивная технология организации профессионально-личностного саморазития представляет собой специальный организационно-педагогический процессуальный механизм осуществления взаимосвязанных между собой рефлексивных стадий совершенствования профессиональной деятельности учителя: 1) рефлексивно-аналитической (диагностическая стадия); 2) конструктивно-ориентационной (обучающая стадия); 3) стабилизации (критериально-оценочная стадия); 4) системной рефлексии (перспективно-проектировочная стадия);
- стратегическим: в жизненных стратегиях учащихся выявляются внутренние противоречия: между терминальным и инструментальным, между традиционными и современными ценностными установками, возникающими под влиянием факторов объективного и субъективного риска в сочетании с материальными условиями жизнедеятельности различных групп молодежи;
- духовно-нравственным: опора на культуру требует педагогически организованного процесса: только в педагогическиорганизованном процессе происходит осмысление персонифицированных идеалов культуры,создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитаниядетей, учащихся, студентов;
- индивидуализированным: этот компонент позволяет рассматривать подготовку образование как развитие личности, выступающей в роли активного субъекта учебной деятельности, направленной на образование, саморазвитие и самосовершенствование в течение всей жизни;
- личностно-ориентированным: субъектная позиция обучаемого включает мотивационно-ценностный, когнитивный и регулятивно-деятельностный аспекты, которые определяют ее уровни и показатели.
- субъектным: критериями эффективности личностно ориентированного подхода в работе по развитию учебной самостоятельности воспитанников, включенных в структуру персонифицированного образования, могут быть: осмысленность жизни, признание главными в ней ценностей роста и развития; позитивное восприятие себя, других, выбранной профессии, рассмотрение ее как возможности реализовать собственные интересы, задатки и ценности; интернальность; креативность; открытость к жизни и готовность постоянно учиться;
- антиципационным: антиципация усиливает персонификацию образования, если создавать условия для реализации прежде всего регулятивных компонентов антиципации, т.е. за счет специальной организации совместной учебной деятельности предоставить учащимся возможность участвовать в целеполагании, планировании своей учебной деятельности и ее контроле; обеспечить прогнозирование воспитанниками содержания, видов и результатов учебной работы на всех или большинстве этапов занятия; при разработке приемов организации структурных этапов занятия учитывать взаимосвязь регулятивных, когнитивных и коммуникативных компонентов антиципации;
- компетентностным: этот компонент предполагает включение комплекса профессионально ориентированных учебных задач, обеспечивающих реализацию интегративных связей дисциплины с другими дисциплинами; реализацию контекстной технологии, определяющей выбор форм, методов, средств обучения, направленных на формирование мотивационно-ценностных ориентаций, предметных знаний, умений, навыков, личностных качеств учащихся, составляющих основу общекультурных и профессиональных компетенций выпускников; внедрении компьютерных технологий в процесс профессионально направленного обучения с учетом его содержательного и процессуального компонентов; организации систематического мониторинга предметных образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Всё это позволило рассматривать персонифицированную работу с одаренными как направленность образования на развитие и реализацию потенциала каждого конкретного ребенка, ученика, студента в решении жизненных и учебных проблем; как организацию педагогического взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей воспитанника, учителя и тьютора; как использование технологии педагогической поддержки, активизации самостоятельной деятельности воспитанника в процессе решения учебно-познавательных задач.
Участники конференции получили программы-приглашения, сертификаты участника Всероссийской конференции. Был подготовлен и выпущен сборник статей и методических материалов данной конференции на 202 страницы (110 штук).
За организацию и проведение городских семинаров в рамках сотрудничества с КФУ, представленный опыт работы по теме конференции педагогическими коллективам школ №33 (директор Н.Ш.Шаяхметова), №39 (директор Г.А.Назипова), гимназии №90 (директор Г.Д.Закирзянова) вручены благодарственные письма за подписью В.Ф.Габдулхакова, профессора КФУ и Р.И.Шаяхметовой, директора ГМЦ г.Казани
Участники конференции выразили пожелание продолжить проведение конференций по проблемам работы с талантливой молодёжью, проводить диссеминацию опыта на базе школ.

В.Ф.Габдулхаков, д.п.н., профессор КФУ
Г.В.Тарасова, к.п.н., методист ГМЦ г.Казани