SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ФГОСы приходят в основную школу

DSC00344

С 1 сентября 2015 года Федеральный государственный стандарт станет реалией каждой школы в Российской Федерации.
9 общеобразовательных учреждений города: школы №33 Авиастроительного, №9 Ново-Савиновского, №135 Кировского, №78 Приволжского, №141 Советского, гимназии №122 Московского, №152 Кировского, №6 Приволжского районов – пилотные площадки опережающего введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. С 2012-2013 учебного года в этих учреждениях апробируются ФГОС основной школы.
36 руководителей, учителей данных общеобразовательных учреждений, методистов Городского методического центра г.Казани и ИМО ГМЦ собрались 30 мая 2013 года на круглый стол «Введение Федеральных государственных образовательных стандартов основной школы, их апробация», который вела Р.И.Шаяхметова, директор ГМЦ, к.п.н., доцент.
Цель проведения круглого стола - анализ состояния дел на местах, а также обмен мнениями, диссеминация опыта работы педагогических коллективов, выявление трудностей, проблем на новом этапе введения ФГОС, методическое сопровождение педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. Обозначенная тема круглого стола – логическое продолжение обсуждаемых проблем на заседаниях Научно-методических Советов Городского методического центра г.Казани 29 апреля 2011 года и 29 апреля 2012 годов.
Работа в городе началась с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала общеобразовательных учреждений. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, необходимого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, а также внеурочной деятельности учащихся.
Стандарты второго поколения предусматривают ориентиры развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью, результаты образования. Стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных уровнях, в том числе и на уровне города.
Для организации процесса целенаправленного достижения образовательного результата недостаточно конкретизировать его на конец ступени, необходимо выделить промежуточные этапы формирования учебных действий, показать их в динамике, переходя из класса в класс.
С целью обмена опытом по введению и апробации ФГОС основной школы были заслушаны вопросы психологического сопровождения (что архи важно!) реализации ФГОС в основной школе (Чиркина С. Е., психолог школы №9, к.псих.н.), готовности учителя к работе по реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы (Урманчеева А.Г.,директор школы №78), учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС (Машанина Е.Б.,зам. директора школы №33, Дюняшева Р.М., учитель английского языка), основной образовательной программы гимназии II ступени образования: управленческий аспект (Акмаева А. С., зам. директора гимназии №6), организации внеурочной деятельности в 5 классе (Сафина Г., учитель татарского языка гимназии №96), новых подходов к системе оценивания промежуточных результатов в 5 классе (Ганина С. В., учитель биологии школы №141). Представлена рабочая программа в образовательном процессе: конструктор рабочих программ (Панфёрова Г. С., зам. директора гимназии №122). С обновлением содержания методики обучения учебных предметов в основной школе при переходе на ФГОС поделилась ЗуйкоЗ.С., учитель математики гимназии №152.
До начала работы круглого стола в пилотных школах было проведено анкетирование с целью выявления профессиональных потребностей и достижений педагогов в период перехода на ФГОС. Материалы анкетирования показали, что наряду с положительными наработками, предстоит постоянно наращивать своё профессиональное мастерство, решать выявленные проблемы и недостатки.
На вопрос «Какие трудности Вы испытываете при работе (переходе) в условиях нового стандарта?» назвали следующее:
• создание алгоритма разработки приложений к рабочим программам;
• портфолио учащегося как инструмент оценивания;
• развитие предметных умений и универсальных учебных действий;
• оценивание метапредметных результатов;
• отсутствие контрольно-измерительных материалов;
• разработка лаборатории учителя;
• компьютерное методическое обеспечение;
• определение требований к результатам обучения;
• несовершенная система оценки достижений планируемых результатов;
• недостаточно высокий уровень условий в ОУ для освоения основной образовательной программы;
• недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Поле деятельности слишком велико! Впереди огромная кропотливая работа!