SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Роза Шаяхметова: «В конкурсе учителей участвуют лучшие из лучших»

Teache_year

(KZN.RU, 14 марта, Алиса Розанова). Три казанских педагога - победители городского конкурса «Лучший учитель года» - борются за победу в конкурсе  «Учитель года Республики Татарстан-2013». Его итоги подведут в конце марта.

О профессиональных «соревнованиях» педагогов столицы Татарстана, проводящихся уже более 20 лет, рассказала KZN.RU директор Городского методического центра Казани Роза Шаяхметова.

«УЧИТЕЛЬ ГОДА» - НЕ ШОУ, А КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛОВ

Роза Искандеровна, как начинался «Учитель года»?

Р.Ш.: В Казани городской конкурс впервые прошел в 1992 году. В отличие от российского и республиканского «Учителя года», где соревнуются только преподаватели общеобразовательной школы, в столице Татарстана он проводится по нескольким номинациям. Кроме учителей-предметников естественно-математического или гуманитарного профилей и преподавателей татарского языка и литературы мы награждаем лучших воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования.

В прошлом году лучший воспитатель города стал первым на республиканском конкурсе «Воспитатель года Республики Татарстан», который проводится отдельно от регионального «Учителя года». После этого призер отправился на аналогичный российский конкурс, где работу воспитателя отметили специальной номинацией.

Профессиональный педагогический конкурс меняется с годами?

Р.Ш.: Цели конкурса неизменны – это повышение престижа профессии учителя, рост профессионального мастерства учителей, выявление  талантливых педагогов,  их поддержка и поощрение. «Учитель года» - по-прежнему актуальное и престижное профессиональное состязание, что подтверждает и растущий из года в год интерес к конкурсу. Если в первые годы в нем принимали участие около 30 человек, то в нынешнем – более 350 казанских преподавателей и воспитателей.

350 человек - не мало для миллионного города?

Р.Ш.: В казанских школах сегодня работают около 6800 учителей. Думаю, среди них много хороших педагогов, но лишь небольшой процент сможет показать себя в конкурсных испытаниях. Ведь «Учитель года» - соревнование, в котором участвуют лучшие из лучших, и конкурсанты должны не только доказать свой профессионализм, но и провести самопрезентацию. На конкурсе нужно суметь продемонстрировать свой педагогический опыт и кругозор, показать умение владеть вниманием аудитории, работать с детьми и их родителями. Однако отмечу, что все-таки «Учитель года» - конкурс профессионалов, а не шоу.

«ОГОНЬ ЗАЖИГАЕТСЯ ОТ ОГНЯ»

Как принять участие в городском конкурсе?

Р.Ш.: Нужно зарегистрироваться на Казанском образовательном портале, где мы создали специальный сайт «Лучший учитель года города Казани». Конкурсанты должны представить описание опыта работы с практическим обоснованием педагогических решений, результаты учеников, а также эссе, в котором отражаются мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиции учителя. В этом году темой эссе стала фраза Эмиля Золя «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед».

После этого проводится отбор?

Р.Ш.: Да, прошедшие этот отбор соревнуются уже в первом очном туре, состоящем из 4 испытаний. В этом году из 350 человек в первый тур прошли 56.

О каких четырех испытаниях идет речь?

Р.Ш.: Во-первых, учебное занятие. Оно проводится в чужой школе, тему занятия педагог узнает за день. Оценивается не только раскрытие темы, но и организация учебной деятельности детей в процессе занятия. 30 минут отводится на урок, до 10 минут учитель уделяет оценке своей работы (самоанализ урока) – что на занятии удалось делать, что не получилось, как этого можно было избежать.

Второе испытание - методический семинар. На нем требуется за 10 минут «защитить» свою методическую тему, обосновать свой профессиональный опыт. Обычно над каждой темой учитель работает 3-5 лет, и она должна проходить «красной нитью» через каждое занятие педагога. После публичного выступления (семинара) жюри обязательно задает вопросы по педагогике и психологии, проверяет знание учителями теоретических методов и способов их использования на практике.

Следующий этап – «разговор с детьми», то есть обсуждение с учащимися актуального для них вопроса в режиме импровизации в течение 15 минут. Темы вывешиваются на сайте за неделю, однако окончательный выбор делают дети – это могут быть «Проблемы современного общества», «Уважение к окружающим», «Что такое хорошая жизнь и хороший человек в ней?», «Для кого важнее быть сегодня патриотом: для себя или для  общества?», «Опасности внешнего мира: курение, алкоголь, наркомания» и др. Главное для учителя – организовать беседу так, чтобы дети рассуждали, выражали свое мнение.

Завершающий этап - «родительское собрание». Оно проводится в формате импровизации. За те же 15 минут педагог должен сформулировать решение обсуждаемого вопроса, например, воспитание сложных подростков. Кстати, импровизации получаются более эффективными, чем заранее подготовленный урок.

Как оцениваются участники?

Р.Ш.: По итогам первого тура определяются 10 финалистов, набравшие наибольшее число баллов. Всего за 4 задания можно набрать 160 баллов. Кстати, на моей памяти был этот максимум.

Финалистов ждут еще 2 испытания. Это 20-минутный мастер-класс по теме, объявленной накануне. В этом году темой стала фраза «Огонь зажигается от огня», где учитель (вне зависимости от его специализации) – это огонь, который должен зажечь интерес аудитории к своему предмету. Члены жюри, которое ежегодно обновляется на 30-40%, отметили, что в этом году участники конкурса показали лучшие, нежели в прошлом, результаты по мастер-классам.

И последнее испытание - открытая дискуссия по актуальным проблемам системы образования. Темами дискуссии были в этом году качество образования, возвращение в школу воспитательной функции и сложности работы учителя. Дискуссию традиционно проводит начальник Управления образования Исполкома Ильсур Хадиуллин.

Так формируется тройка победителей.

И наградой им становится участие в республиканском конкурсе…

Р.Ш.: Призеры получают также денежные премии - 100, 50 и 30 тыс. руб. Кстати, призы в 20 тыс. руб. получают и все финалисты.

Надо сказать, денежные премии вручаются последние 10 лет, до этого были грамоты, дипломы, книги. За последние годы премиальный фонд существенно вырос: в 2006 году он составил менее 200 тыс. руб., а начиная с 2008 года - около 600 тыс. руб. В этом году для 25 победителей и призеров конкурса было выделено 684 тыс. руб. Это стало возможным благодаря администрации города и лично Мэру Казани Ильсуру Метшину.

Кроме того, на городском конкурсе мы вводим дополнительные поощрительные номинации для конкурсантов, особо отличившихся в том или ином испытании. Важно, что награды вручает Мэр, а торжественная церемония проходит в Казанской ратуше – это свидетельствует о значимости мероприятия для города. Для учителя придти на церемонию награждения в Ратушу дорогого стоит.

«УЧИТЕЛЬ ГОДА» ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ИМЕНА

Мы привыкли, что учитель школы – чаще всего женщина средних лет, однако в конкурсе в последние годы побеждают молодые специалисты-мужчины. Как вы оцениваете эту тенденцию?

Р.Ш.: Да, так было и в 2012-м, и в 2013-м. А в 2011 году все 3 первые места заняли молодые мужчины! Думаю, это хорошая тенденция, тем более что мужчин в школе всего 8-9%.

Но не менее позитивная тенденция – то, что наши учителя ежегодно становятся победителями республиканского конкурса, принимают участие в общероссийском. Так, в 2011 году наши победители заняли первое, второе и третье места на конкурсе «Учитель года Республики Татарстан». В прошлом году первые места во всех номинациях республиканского конкурса заслуженно были отданы казанским учителям. Надеемся, что нынешний победитель Сергей Шадрин станет лучшим учителем Татарстана и сможет принять участие в российском конкурсе.

Могут ли педагоги, не занявшие призовые места, принимать участие в последующих конкурсах?

Р.Ш.: В нашем конкурсе нет ограничений. В нем участвуют и учителя со стажем от 1 года, и те, у кого за спиной более 20 лет педагогической деятельности, есть кандидаты наук и обладатели грантов. Можно участвовать несколько раз, ограничений нет, но ни победители, ни призеры дважды участие в нем принимали. Практически все участники ежегодно новые.

Конечно, конкурс есть конкурс, без обид не бывает. Мы всегда говорим: вы лучшие из лучших, но победитель может быть только один.

Какую роль играют такие профессиональные состязания в развитии системы образования?

Р.Ш.: Конкурс дает толчок для профессионального роста: учителя обмениваются опытом, учатся друг у друга новым методикам, тем самым повышая свое мастерство.

«Учитель года» открывает новые имена, а все участники начинают по-новому смотреть на профессию, анализировать свою работу, более эффективно выстраивать работу с детьми. Несомненно, участие в конкурсе укрепляет уважение со стороны коллектива, родителей, общественности. В любом случае – это «хороший  урок»: увидеть успехи и недостатки своей работы.

На Казанском образовательном портале можно найти информацию о каждом конкурсанте, есть архив с работами прошлых лет. Сейчас мы обрабатываем записи мастер-классов, которые будут полезны не только будущим участникам конкурса, но и остальным казанским педагогам.

Эти работы находятся в свободном доступе?

Р.Ш.: Для этого, как и для участия в конкурсе, необходимо зарегистрироваться на Казанском городском образовательном портале. В наших планах расширить возможность доступа к этой информации для родителей учеников. В будущем, надеемся, мы сможем размещать работы конкурсантов на республиканских интернет-ресурсах.

Источник: kzn.ru