SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы педагога дополнительного образования МБОУДОД "ЦВР Авиастроительного района" г.Казани Курниновой Н.С.

Описание опыта работы педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД "ЦВР Авиастроительного района" г. Казани

Курниновой Н.С.

Ведущая идея моей педагогической деятельности

Средствами шахмат позволить добиться развития личности ребенка, определить вектор его дальнейшего развития, создать предпосылки для его личностного самоопределения. Интеллектуальная игра в шахматы помогает детям стать активнее, самостоятельнее, полноценнее раскрыть свою индивидуальность и творчество.

Практическое обоснование педагогических решений

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»

Рауль Капабланка.

Из всего многообразия понятий культура с педагогической точки зрения сегодня серьезное внимание уделяется логической культуре, так как никакая материальная или духовная деятельность людей невозможна без умения эффективно мыслить логически. Следовательно, необходимым условием развивающего обучения является воспитание логической культуры школьников.

Важнейшим средством в формировании логической культуры школьника является шахматная деятельность. Выдающийся российский педагог В.А Сухомлинский писал: «...без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти... Шахматы должны войти в жизнь ребенка как один из элементов умственной культуры».

Шахматная деятельность ребенка влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Говоря об организации шахматной деятельности в школе, мы подразумеваем не игру как таковую, а эффективно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления детей.

Выявлены качественные характеристики организации шахматной деятельности в процессе обучения в формировании логической культуры детей: формирование внутреннего плана действий (способности действовать в уме); влияние формирующихся интеллектуальных процессов на развитие внимания, памяти и творческого мышления учащихся; изучение механизма шахматной борьбы, задач со скрытой идеей, формирование «шахматного зрения» (видение одноходовых и двухходовых ударов фигур, умения быстро и точно мыслить, получать удовольствие от красоты шахматных идей); изучение открытых дебютов, преобладание практической игры над изучением теории; формирование теоретического мышления на основе организации рефлексивной деятельности, что ведет к появлению качественных изменений в психике обучаемого и формированию у него новых психических функций и соответствующих новообразований; конкретно-относительный, конкретно-эмпирический характер обучения шахматам на начальном этапе.

Дополнительное образование позволяет развить жизненно необходимые качества. Охват все большей и большей массы людей игрой в шахматы, вовлечение в досуговую, занимательную, развлекательную, спортивную шахматную деятельность помогает динамичному развитию человека. Когда тренер- педагог по шахматам говорит о формах обучения, то имеет в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся.

И все же старой и классической формой обучения остался урок. От индивидуального обучения, он перерос в классно - урочную форму обучения. Урок – основная форма организации учебной работы.

В своей работе использую разнообразные методы обучения, а главное, сочетаю индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Правильно организованный учебный труд в процессе уроков по шахматам помогает мне наилучшим образом разрешать образовательные, воспитательные, специальные (чисто шахматные) задачи уроков. Для организации работы детей использую следующие методы тренировки: фронтальный, групповой, метод индивидуальных занятий.

На практике используются типовые формы: урок – беседа, урок – семинар, урок – диспут (консультационные партии), урок – лекция, урок изучения текста учебников, урок разбора и анализа партий - первоисточников, урок по теории дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, урок – соревнование ( по быстрым шахматам, блицтурниры, конкурс решения позиций ), контрольные уроки, урок – экзамен.

Я считаю, что в основе занятиями шахматами лежит упражнение. Высшая стадия подготовленности ученика к соревнованию – овладение свободным раскованным мышлением при игре за доской.

Способность контролировать ход борьбы, умение использовать разумно «автоматические ходы», момент для выбора плана или способа ведения борьбы – присущи учащемуся, который достиг определенного уровня шахматного мастерства. На начальном этапе я использую компьютерные программы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих». Затем идет программа сложнее: «Шахматная тактика для начинающих». Для профессиональных шахматистов главной программой является- Chess Assistant.

Для контроля знаний, умений и навыков я разработала тестовые задания: по практике – решение задач, по теории - вопросы по изученному материалу.

В дальнейшем, я планирую совершенствовать компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности.

Методико – организационные условия работы

Современный взгляд на профессионализацию заключается в том, что она формируется в жизнедеятельности, а не дана человеку от рождения. Профессионализм – это результат индивидуальной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала, самообразование педагога дополнительного образования. Для овладения профессией необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация. Именно недостаток мотивированности определяет трудности профессионального и личностного самоопределения. Между тем, очевидно, что перспективы личностного и профессионального развития человека определяются не столько его знаниями, сколько его системой ценностей, способностью к успешной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к целенаправленному самосовершенствованию.

Для этого я постоянно занимаюсь самообразованием.

Свой профессиональный уровень повышаю через курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования при РЦВР МО РТ, 2009 год, в объеме 76 часов, по теме: «Новые подходы к организации дополнительного образования детей в РТ».

С 2009 года являюсь постоянным секретарем судейской комиссии в турнирах по шахматам городского и районного уровней.

Выступление «Методы обучения детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы» на Республиканском семинаре в рамках аттестации «Новые подходы к организации дополнительного образования детей в РТ», 2009 год.

Выступление «Реализация воспитательного потенциала шахмат в становлении личности школьника» на Городском педагогическом форуме «Духовно- нравственное становление личности в УДО: от идей к реализации», 2011 год.

Участие в районном конкурсе портфолио среди педагогических работников Центра Внешкольной работы «Лучший в профессии»», 2011 год.

Участие в Республиканском конкурсе авторских программ и методических разработок, 2012 год.

Мастер – классы для педагогов дополнительного образования, работающих в данном направлении.

Успех работы

Мои воспитанники - участники и призеры региональных, районных турниров по шахматам.

Индивидуальные и командные достижения обучающихся на соревнованиях, турнирах по профилю программы «Шахматы»:

- Региональный детский зимний шахматный турнир «Афина», грамота за 2 место, 2011 г.

- Городское первенство МПУ «Подросток» по шахматам, грамота за 2 место, 2011 г.

- Детский региональный осенний шахматный турнир «ЯШЕЛ УЗӘН-11, диплом 1 место, 2011 г.

- Детский межрегиональный зимний шахматный турнир «ЯШЕЛ УЗӘН-12”, дипломы 1, 2 места, 2012 г.

- Детский региональный весенний шахматный турнир «ЯШЕЛ УЗӘН-12», посвященный 80-летию г.Зеленодольска, диплом 1 место, 2012г.

- Городской открытый праздничный турнир по быстрым шахматам, посвященный 67 годовщине победы в Великой Отечественной войне, дипломы 1, 2 места 2012 г.

- Первенство города Казани по шахматам среди юношей и девушек, грамота 3место,2012г.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации имеют стабильную динамику повышения качества обучения. Качество работы с детьми отслеживаю по методике московских педагогов Н.В.Кленовой и

Л.Н. Буйловой «Определение результатов образовательной деятельности». Результат заносится в специальную таблицу – схему. Сохранность учебного контингента в течение учебного года: 2010 год – 95%, 2011 год – 96%, 2012 год - 99%.

Выводы

В заключение, я хочу привести слова Капабланки из книги «Последние шахматные лекции Капабланки»

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами… Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…».