SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Сорокиной Е.А.

IMG_20211022_091609

Описание опыта работы
учителя русского языка и литературы Сорокиной Е.А.
Общие сведения
Имя: Сорокина Екатерина Алексеевна
Школа: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка» Советского района г. Казани
Уровень профессионального образования: высшее
Учреждение (по диплому): МаГУ (Магнитогорский государственный университет), год окончания: 2011
Специализация (по диплому): филолог, преподаватель
Квалификация: нет квалификационной категории
Общий и педагогический стаж: 9 лет
Повышение квалификации:
Год: 2021
Предмет: Русский язык и литература
1. Тема/проблема повышения квалификации: Классическая и современная литература в школе: новое прочтение и методика анализа (в том числе 16 часов по особенностям организации работы с детьми с ОВЗ) – 72 ч.
Обучающая организация: Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ
2. Тема/проблема повышения квалификации: Формирование и оценивание читательской грамотности школьников в контексте международных сопоставительных исследований – 24 ч.
Обучающая организация: Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан ИПиО ФГАОУ ВО КФУ
Преподаваемые предметы в школе: русский язык, литература, развитие речи, родной (русский) язык, родная (русская) литература (9-10 кл.)
Внеурочная деятельность: кружок журналистики, школьная газета «SchuMa»
Проведённые мероприятия: «Литературные дворики», посвящённые знаменательным литературным датам, 2021 г.
Дополнительно: написание новостей на сайт школы, ведение школьного интернет-ресурса (инстаграм), ведение личного интернет-ресурса (инстаграм)
Успеваемость за 2020-2021 г.:
Русский язык
успеваемость качество
100% 83,83%
Литература
успеваемость качество
100% 83,25%

Введение
Современная школа привлекает всё больше внимания, потому участниками образовательного процесса обсуждаются пути её дальнейшего развития, конечно, процесс модернизации образования сопровождается изменениями в педагогической теории и в практике учебно-воспитательной деятельности. Это значит, что сегодня перед преподавателем стоит задача совершенствования методов, приёмов и техник работы. Каждый преподаватель по-своему решает эту задачу, опираясь на собственный опыт. Для эффективности работы часто приходится синтезировать уже имеющиеся подходы с новыми и нетрадиционными.
Стоит отметить, что и к личности выпускника школы сегодня предъявляются высокие требования: дисциплинированность, организованность, активность, инициативность и т.д. Опираясь на данные современные требования, я продумываю и выстраиваю свою работу, стараясь давать больше заданий творческого и проблемного характера. Данный вид деятельности стимулирует учащихся на самостоятельную поисковую работу, способствует развитию памяти, воображения, сообразительности и т.п.
Основными идеями и задачами, направленными на развитие социально значимых компетенций и творческого потенциала учащихся, являются:
• Повышение уровня мотивации к изучению литературы и русского языка путём нетрадиционного подхода к взаимодействию с текстами;
• Развитие критического мышления, умения анализировать возникшие в действительности проблемы и искать различные пути их решения, используя современные технологии и нестандартные методы;
• Способствовать грамотной работе с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставлять с аналогичными вариантами решения, делать аргументированные выводы).
Организация учебно-познавательной деятельности
На уроке учащемуся важно получить не только новые знания, но и почувствовать себя значимым для одноклассников, поэтому считаю необходимым создание на каждом уроке ситуации успеха для всех учеников в классе, что, на мой взгляд, позволит каждому в дальнейшем сконцентрироваться на личных достижениях и настроиться на успешную работу в будущем.
Роль учителя в современном мире выходит за рамки традиционного понимания. Большое значение имеет живое, нетипичное объяснение нового материала, такое, при котором неизвестные ученикам факты преподносятся в виде проблем, аналогий, синтеза. Нестандартные методы и техники, используемые мною на уроках, создают ситуации психологической раскованности, устраняя угрозу отчуждения ученика от учебного материала.
Методы, приёмы и техники, используемые на уроках литературы
С 2020 года я стала внедрять на своих уроках новые интересные техники и методы, т.к. столкнулась с проблемой ухудшения качества взаимодействия с текстом и утраты интереса к произведениям школьной программы.
Одной из главных задач улучшения состояния детского чтения является реформирование школьных подходов, программ и методик обучения, которые строятся с акцентом на приоритет интересов детей. Т.е. я работаю, опираясь на новую модель чтения, которая ставит передо мной задачу: анализировать текст, апеллируя к понятному опыту учащихся.
Новая модель чтения – это нетрадиционные подходы к анализу текста с задействованием когнитивного мышления ребёнка. Такая модель опирается на запросы и интересы школьника с учетом психологического возраста учащихся.
На мой взгляд, очень эффективными оказываются следующие интерактивные методы и техники обучения, которые обычно используются в менеджменте или на производстве:
• Синектика (метод, построенный по принципу аналогий);
• Кейс-стади (метод разбора конкретных ситуаций при комплексном анализе);
• Разбор «завалов» (метод моделирования проблемных ситуаций, которые часто возникают в реальной жизни);
• «5 почему» (техника поиска причин возникших проблем, которая позволяет выстроить причинно-следственные связи);
• Мифологемы (метод необычных способов поиска решения проблемы, поиск на основе метафор, разработка несуществующего сценария, схожего с существующим).
Использование данных методов и техник на уроках литературы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие методы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль, повышают мотивацию.

Прикрепленный файлРазмер
Е.А. описание опыта работы.docx19.73 кб